Просматривая форум как гость, вы не видете большую часть интересных статей и вложенных фотографий, которые разрешены к просмотру, только зарегистрированным пользователям. Регистрируйтесь и добро пожаловать в нашу компанию...

Наша галерея

 3171
 kotэ
21 Июль 2013
 1433
 Konovalov
13 Июль 2015
 
Хороший сигнал.
Бумага, тушь.
Частная коллекция. 2012 г.
 4740  4.97
 kotэ
19 Май 2012
 1751
 Dmitry_WILD
24 Ноябрь 2013
 1597
 Konovalov
13 Июль 2015
 1486
 kotэ
1 Сентябрь 2014

Автор Тема: КУПОЛА  (Прочитано 2721 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Нюша Покапуша

  • Попутчик
  • **
  • Сообщений: 45
  • Репутация: +4/-0
  • Слава Великой Руси!
  • Уважение: +34
КУПОЛА
« : Октябрь 06, 2012, 22:15:14 pm »
+4
  1.  Купола храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Луковицевидные купола. Основание купола Уже его середины, верхушка оттянута, поверхность куполов неровная: ребристая или ячеистая.

  2.  Православная церковь в Лондоне.

Луковицевидный купол, который от куполов храма Василия Блаженного отличается некоторой приплюснутостью.
Не век жить - век вспоминать.

Оффлайн Нюша Покапуша

  • Попутчик
  • **
  • Сообщений: 45
  • Репутация: +4/-0
  • Слава Великой Руси!
  • Уважение: +34
Re: КУПОЛА
« Ответ #1 : Октябрь 06, 2012, 22:22:15 pm »
+1
  3.  Храм в старинном городе Угличе.

Здесь тот же тип куполов луковицевидной формы. Основания куполов значительно уже середины, поверхность ячеистая.   


   4.  Собор иконы Божией Матери в Новгороде на Ильмене.

Купола луковицевидной формы, отделка стен и форма сходна с таковой храма в г. Угличе. Отношение наибольшего диаметра к диаметру основания купола здесь меньше, чем на храме в г. Угличе.
Не век жить - век вспоминать.

Оффлайн Нюша Покапуша

  • Попутчик
  • **
  • Сообщений: 45
  • Репутация: +4/-0
  • Слава Великой Руси!
  • Уважение: +34
Re: КУПОЛА
« Ответ #2 : Октябрь 06, 2012, 22:29:04 pm »
+1
  5.  Храм в Ярославле с крашеными луковицевидной формы куполами.   

  6.  Юрьевский монастырь в Новгородской области. Все купола грушевидной формы, но чуть сплющенные. Храм на звоннице позолоченный, остальные нет.

  7.  Церковь в Харьковской области. Луковицевидной формы позолоченные купола, но с ребристой поверхностью.

  8. Храм в городе Каргополе в Архангельской области. Огромные купола луковицевидной формы когда-то были покрашены в зеленый цвет.
Не век жить - век вспоминать.

Оффлайн Нюша Покапуша

  • Попутчик
  • **
  • Сообщений: 45
  • Репутация: +4/-0
  • Слава Великой Руси!
  • Уважение: +34
Re: КУПОЛА
« Ответ #3 : Октябрь 06, 2012, 22:40:13 pm »
0
  9.  Воронцовский храм в Крыму. Позолоченные грушевидной формы купола установлены очень скученно. Такое впечатление, что их установили на здании, построенном значительно раньше, чем установили купола.

  10. Старинный храм в г. Вологде. Обратите внимание на кресты с полумесяцем в основании. Скорее всего, кресты значительно старше самого здания и его луковицевидных куполов. Эти кресты могли стоять на деревянном храме, на месте которого построили этот - каменный.

  11.  Знаменитые Кижи в Карелии. Шедевр деревянного зодчества. Огромное количество куполов и все луковицевидной формы. Почему-то считается, что луковицеобразные купола сначала появились на деревянных храмах, и только потом их стали возводить на храмах каменных. Но ведь такой купол-главу устроить сложнее, чем шлемовидный, а тем более, сферический. Так что же так выпендривались северные русичи? У церкви и исторической науки нет ответа на этот вопрос.
  Но ведь луковицеподобные купола называют чаще главами, а название 'купола' больше подходит сферическим покрытиям и шлемовидным. Так может, эти главы первоначально символизировали главы богов языческих? А христианская церковь на Руси приспособила этот обычай под христианство? Ведь приспособили же языческие праздники под христианские, и храмы христианские на месте языческих капищ стоят и по сей день.
Не век жить - век вспоминать.

Оффлайн Нюша Покапуша

  • Попутчик
  • **
  • Сообщений: 45
  • Репутация: +4/-0
  • Слава Великой Руси!
  • Уважение: +34
Re: КУПОЛА
« Ответ #4 : Октябрь 06, 2012, 22:48:33 pm »
+1
  12.  Еще одна старинная православная церковь, она находится в Архангельской области. Типично луковицевидные купола и кресты с полумесяцем в основании. Кресты и купол на колокольне позолочены, а купола на церкви покрашены в зеленый цвет.
 А что, если и правда, главы храма посвящены разным божествам, например, Даждьбогу, Велесу, Роду, Макоши и Лелю?

 
Не век жить - век вспоминать.

Оффлайн Нюша Покапуша

  • Попутчик
  • **
  • Сообщений: 45
  • Репутация: +4/-0
  • Слава Великой Руси!
  • Уважение: +34
Re: КУПОЛА
« Ответ #5 : Октябрь 06, 2012, 23:07:14 pm »
+1
   Купола занимают важное место в христианской и мусульманской архитектуре. Большинство православных церквей и мусульманских мечетей, а также многие католические соборы венчаются куполами. Для многих вероучений купол имеет символическое значение. Так, в православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства Бога и ангелов. Цвет купола также важен в символике храма. Золото - символ небесной славы, синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии, зеленые купола посвящены Святому Духу. Храмы, посвященные святым, увенчаны серебряными куполами.
   Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными. Иногда главками называют главы, устроенные не на световых (дающих свет в храм), а на декоративных барабанах (=башенках). Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий с килевидным верхом, близкую к форме древнерусского шлема. Такие завершения мы сегодня видим на реконструкциях как домонгольских храмов Владимиро-Суздальской земли, так и на подавляющем большинстве церквей и соборов XV – XVI веков. Таким образом, шлемовидная глава (купол) - это купольное покрытие кровельным материалом непосредственно по своду башни или башенки. «Византийские» посводные купольные покрытия имели место в большинстве княжеств домонгольской Руси (Киев, Чернигов, Смоленск и пр.), а шлемовидные главы преобладали в домонгольском Владимиро-Суздальском княжестве. Затем такая форма глав была воспринята в Тверском и Московском великих княжествах, а затем и в централизованном Русском государстве. Соответственно, подавляющее большинство русских храмов XIV – XVI веков обычно реконструируется со шлемовидными завершениями.
   Луковичные главы появились во второй половине XVI века, а в XVII веке стали на Руси массовым явлением. Таким образом напрашивается вроде бы следующий вывод: из Византии было заимствовано посводное покрытие, затем оно все больше и больше «вытягивалось» вверх и превратилось в шлемовидное. Затем в XVI веке «высотность» шлемовидных глав оказалась недостаточной, и над куполом стали надстраивать конструкции луковичной формы.
   Впервые с этими положениями не согласился Б.А. Рыбаков. Он полагал, что многие миниатюры Радзивилловской летописи XV века являются копиями изображений XII – XIII веков, а на этих миниатюрах изображены луковичные главы. Следовательно луковичные главы появились уже в конце XIII веке. Эту позицию Б.А. Рыбакова поддержал и Н.Н.Воронин.
   Луковичные главы могли появиться и в конце XIII века в начале в деревянном зодчестве, а в конце XVI века их могли начать использовать и при возведении каменных храмов. Н.Н. Воронин отмечал что луковичная форма глав была использована и в раннемосковских Сионах и кадилах, и в миниатюрах, и в резных иконках, начиная с XIII века: эта форма имела сакральное значение и должна была воплощаться в зодчестве. Вслед за С.В. Заграевским  я считаю, что проблема времени появления луковичных глав на храмах Руси и России остается до конца нерешенной. По всей вероятности, образцом для художников миниатюр в летописях служила сама находящаяся перед их глазами архитектура, то есть луковичные главы на реальных храмах Древней Руси.
    Большинство изображений храмов на иконах и миниатюрах (иконы и фрески московской, новгородской и псковской школ) изображают главы больших каменных храмов: художники равнялись не на второстепенные церкви, а на крупные соборы своего времени. Впервые луковичные главы встречаются в галицко-волынских миниатюрах 1164 года. Но никакими другими известными нам изображениями наличие луковичных глав в домонгольское время не подтверждено. Огромное большинство купольных покрытий имеют луковичную форму, начиная со второй половины XIII века. Планы Москвы рубежа XVI и XVII веков свидетельствуют о том, что в это время главы храмов уже были исключительно луковичными. Это подтверждается и изображениями других русских городов. Важно обратить внимание на изображения храма из рукописи Амартола (1294 года) с луковичной главой, так он показал некий обобщенный «образ церковный». Луковичные главы в начале XIV века изображали не только художники Москвы, Твери и Новгорода. Такую главу мы видим и на иконе киевской школы. Это лишний раз подтверждает повсеместное распространение купольных покрытий луковичной формы в конце XIII – начале XIV веков. Луковичными были и все главы, возведенные в XVI веке над шатрами русских храмов. Шлемовидных глав ни в домонгольское, ни в раннее послемонгольское время не было (С.В. Заграевский, 2008). Первые изображения купольных покрытий близкой к шлемовидной формы появляются на рубеже XV и XVI веков. В это время на храмах уже были шлемовидные главы.
   Вероятно, следует различать купола, выполняющие роль крыш на башнях храмов, и главы, которые собственно крышами храмов не являются. Настоящими главами можно считать только луковицеобразные. Шлемовидные купола все же являются крышами, а не главами. К русским элементам в храмовом строительстве следует отнести луковицеобразные главы и шлемовидные купола. Шлемовидные купола, характерные для Византии, на Руси не прижились. Думаю, что луковицеобразные главы устанавливались на дохристианских храмах и постепенно, по мере проникновения христианства на север России, служителям христианской церкви пришлось смириться с пристрастием русичей к главам-луковицам на храмах. Так луковицеобразные главы были канонизированы.
    Купола церквей в византийском стиле в виде сфер не прижились и в Киевской Руси, хотя самые первые храмы строились в типично византийском стиле, и на Софийском храме в Киеве купола были сферические. Но по мере продвижения на север, уже во Владимире и Смоленске сферические купола удлинились и стали шлемовидными с оттянутым окончанием. Шлемовидные купола были похожи на привычные русскому человеку луковицевидные главы языческих храмов. В такие храмы народ пошел. Ну а когда на храмы поставили луковицеобразные главы, то в такую христианскую церковь пошли почти все.
    Представлять дело так, что строительство храмов с куполами и главами пришло к нам из Византии, а до этого народ на Руси жил в землянках, носил невыделанные шкуры вместо одежды, не знал письменности, - значит сильно заблуждаться и искажать историю. Храмы на Руси строили задолго до принятия христианства, и железо выплавляли, и трехпольную систему земледелия создали, и Византию хлебом кормили. Христианские проповедники поступили очень хитро, они почти все языческое перевели в христианскую обрядность, в результате получился гибрид византийского христианства и традиционной религии. Кстати, почему древнюю религию русских называют языческой? Может потому, что ее каноны не были записаны в книги, а передавались изустно через "языци", а вместо священного писания у русских было священное запоминание?
   Нам втемяшили в головы, что древние наши предки молились идолам, то есть скульптурам, поэтому были дикими. А разве иконы и изображения на крестах не идолы? Разве христиане молятся не идолам? По-моему, разумнее молиться Солнцу, Земле, Океану, Атмосфере и богу Всевышнему, который создал все это. Да, во всем сущем есть частица божественного начала, даже в человеке она есть, в одном больше, в другом меньше.

 Луковицеобразные купола на храмах в Индии очень похожи на купола на храмах в России. Почему? В Византии, Армении, Грузии, Западной Европе луковицеобразных куполов-глав нет, а в Индии есть. По-моему, объясняется это очень просто:  луковицеобразные купола - это изобретение еще древних ариев, когда они жили на севере Восточной Европы. Часть ариев ушла в Индию и унесла туда эту традицию, а часть осталась на прежнем месте и продолжала ее. Когда на прародину ариев пришло христианство, то традиции храмовых куполов-глав были канонизированы и православной церковью. Так что традиции в архитектуре очень живучи.
   Примерно так могли выглядеть языческие храмы на Руси до принятия христианства. Купола-главы в виде луковиц, каждая символизирует определенную ипостась единого бога: самый большой купол, вероятно, посвящен самому всевышнему богу Кришне.
Не век жить - век вспоминать.

Оффлайн Нюша Покапуша

  • Попутчик
  • **
  • Сообщений: 45
  • Репутация: +4/-0
  • Слава Великой Руси!
  • Уважение: +34
Re: КУПОЛА
« Ответ #6 : Октябрь 06, 2012, 23:24:30 pm »
+1
  Мы приходим к выводу, что православные храмы Руси и России больше похожи на храмы мусульманские и индийские, чем на католические и Византийские.Здесь важно не столько объяснить происхождение формы куполов и глав, возводимых над православными христианскими храмами, сколько обратить внимание на проблему их происхождения, на неслучайность распространения глав в форме луковиц в России и в Индии. Наша дохристианская история гораздо богаче и интересней, чем принято считать, и нам не следует об этом забывать. У меня не вызывает сомнения то, что цивилизация ариев-ориев сформировалась на территории Северо-Восточной Европы в эпоху голоценового оптимума. Похолодание вынудило часть из них уйти на юг в Индию и Иран, но часть осталась на месте, распавшись на множество этносов, населяющих сегодня Восточную Европу и Западную Сибирь. Темных пятен незнания на истории Руси-России гораздо больше, чем светлых пятен знания...

 И в завершение процитируем слова кн. Е.Н.Трубецкого из работы "Два мира в древнерусской иконописи":
 "Мы чувствуем, что в этом луковичном стиле в Древней Руси строились не одни храмы, но и все, что жило духовной жизнью, - вся церковь и все мирские слои, в ней близкие, от царя до пахаря. В древнерусском храме не одни церковные главы - самые своды и сводики над наружными стенами, а также стремящиеся кверху наружные орнаменты зачастую принимают форму луковицы. Иногда эти формы образуют как бы суживающуюся кверху пирамиду луковицы. В этом всеобщем стремлении ко кресту все ищет пламени, все подражает его форме, все заостряется в постепенном восхождении. Но, только достигнув точки действительного соприкосновения двух миров, у подножия креста, это огненное искание вспыхивает ярким пламенем и приобщается к золоту небес. В этом приобщении - вся тайна того золота иконописных откровений, о котором мы уже достаточно говорили: ибо один и тот же дух выразился в древней церковной архитектуре и живописи.
 В этой огненной вспышке весь смысл существования "святой Руси". В горении церковных глав она находит яркое изображение собственного своего духовного облика; это как бы предвосхищение того образа Божия, который должен изобразиться в России."
А.В. Галанин
Не век жить - век вспоминать.