Просматривая форум как гость, вы не видете большую часть интересных статей и вложенных фотографий, которые разрешены к просмотру, только зарегистрированным пользователям. Регистрируйтесь и добро пожаловать в нашу компанию...

Наша галерея

 1522
 Dmitry_WILD
10 Январь 2015
 
Фотоархив 2 064
 5784
 Dmitry_WILD
27 Август 2010
 9155
 Dmitry_WILD
5 Март 2012
 1493
 Бобков
2 Август 2016
 
Макрожизнь-6
 1079
 Iskatel37
18 Январь 2015
 1587
 Konovalov
14 Июль 2015

Автор Тема: Вещи эпохи.  (Прочитано 6975 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн kotэ

  • 4X4NIVA
  • *****
  • Сообщений: 8671
  • Репутация: +63/-1
  • Сычужные сыры для Сычуаньских сычей
  • Уважение: +2101
Вещи эпохи.
« : Ноябрь 29, 2012, 20:16:44 pm »
+3
Лучшие образцы советского креатива - в выставочном зале "Манеж" открылся музей дизайна. Первая выставка посвящена истории. И экспонаты, выставленные там, иногда действительно вызывают удивление.

В "Манеже" понравится всем: эстеты обсудят дизайнерские идеи, люди среднего возраста, далёкие от искусства, будут ностальгировать при виде пылесосов "Сатурн" или часов "Ракета". Ну а те, кто родился уже после Перестройки, и мечтал о кукле Барби, удивятся огромным пластмассовым неваляшкам и деревянным "КамАЗам". В ту пору, когда и телевизоры были далеко не у всех дома, переносной в изящном ящичке – конечно, опытный экземпляр.

"Уникальная разработка для того времени. Это конец 1950-х – начало 1960-х годов", - рассказывает директор Московского музея дизайна Александра Санькова.

Была популярна острота, что советский Знак качества означает "лучше не можем". Качество – это особый разговор. А дизайнеры у нас были, да ещё какие! Остроумное решение сочеталось с изысканной эстетикой. В республике Армения выпустили электрогитару с двумя грифами: один для соло, другой для баса. Понятно, что желающих играть на таком монстре не было, и через год его сняли с производства. Зато какая красивая вещица! Советские дизайнеры часто придумывали что-то остроумное, но, как правило, до производства не доходило. Так и остался проектом мегаконструктор, который Александр Лаврентьев придумал в 1976-м.

"Он был рассчитан на детей, и предполагалось, что он будет сделан из полиэтилена, как всякие надувные вёдра, кастрюльки, которые делали достаточно просто. Они были лёгкие", - вспоминает проректор по научной работе и международным отношениям МГХПА им.С.Г.Строганова Александр Лаврентьев.

Всем известно, как готовилась страна к проведению Олимпиады-80. Были задействованы лучшие силы – как спортивные, так и художественные. И всё же с текстилем и обувью у нас было стабильно плохо. Поэтому на Олимпиаду работали наши дизайнеры и импортные производители. В годы тотального дефицита в Советском Союзе со спортивной обувью – проблемы. Обычные тенниски не купить. А кроссовки – вообще запредельное слово. Для советских спортсменов-участников Олимпиады-80 изготавливают кроссовки, причём не кто-нибудь, а фирма "Адидас". Красная буква "М" означает "Москва".

И ещё акцент, который нынешним школьникам придётся объяснять. Да, были и восхитительные стенки из карельской берёзы, и электрические чайники, выпущенные ленинградским заводом "Электросила", и кофеварки, и радиолы. Только всего этого не было в магазинах. Надо было стоять в очередях, записываться на мебельные гарнитуры, доставать через знакомых завмагов. Единственное, чего было вдоволь, – это агитационных плакатов. Кстати, тоже очень высокого качества.

http://www.vesti-moscow.ru/videos.html?id=176164  :zdes: Видео-ролик

Оффлайн krot77

  • Соратник
  • ***
  • Сообщений: 234
  • Репутация: +3/-0
  • Ace 350 x Нива 4х4
  • Уважение: +69
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #1 : Декабрь 06, 2012, 15:00:28 pm »
+1
У многих эти музейные экспонаты есть дома. Пылесос Чайка и Радиола в гараже у отца стоят. Кажется, даже рабочие. А кто от них недавно избавился, кусайте локти  :D
Вот тут порылся на просторах сети и нашёл по теме.

Вещи Эпохи СССР.
Гранёный стакан.

  Гранёный стакан — это не просто предмет быта, не просто посуда, это символ национального характера. Предмет вроде бы незамысловатый, но насколько же он совершенен, идеален в своей простоте! Из него пили всё — от газировки за одну копейку и самой дешёвой водки до дорогих французских вин и коньяков. Из него пили все — от простого рабочего до генерального секретаря. Менялись времена, менялись правители, мы засыпали в одной стране, а просыпались в другой, но гранёный стакан по-прежнему оставался неизменным в своём совершенстве…
  Гранёный стакан — вещь настолько культовая, что его, как и всякую знаменитость, окружает масса историй, связанных с известными людьми. Считается, что дизайн стакана, в привычном виде с 10-ю гранями и ободком сверху, придумали знаменитый скульптор Вера Мухина и не менее знаменитый художник Казимир Малевич. Осенью 1943 года они приехали в Свердловск, где вместе трудились над созданием монументального полотна, посвящённого работе оборонной промышленности в тылу. В один из дней, проходя мимо здания Сберегательного банка, где в то время располагался приют для беспризорных детей, Вера Игнатьевна почувствовала себя плохо и присела на ступеньки здания. Отдышавшись, она вдруг обратила внимание на колонны, стоявшие в основании здания банка. И эти колонны, а точнее, их гранёная форма, неожиданно подсказали Мухиной решение проблемы, над которой она билась долгое время. На каком-то случайно подвернувшемся клочке бумаги Вера Игнатьевна нарисовала эскиз стакана. А позже она показала рисунок Малевичу…
 
  Правда, существует и ещё одна версия появления гранёного стакана. Мухина была знакома с известным советским горным инженером, профессором геологии Николаем Славяновым. В рабочее время учёный занимался проблемами геологии, а вот во время досуга рисовал гранёный стакан с 10-ю, 20-ю и 30-ю гранями, предполагая сделать его металлическим. Эти рисунки увидела Вера Мухина, которая и предложила изготовить стакан из стекла.

  Как бы там ни было, кто бы ни изобрёл дизайн стакана, точно известно, что первый «гранчак» (стакан даже имени собственного удостоился в народе) классической формы с 10-ю гранями и объёмом 200 миллилитров сошёл с конвейера стекольного завода в городе Гусь-Хрустальный в 1943 году. Перед стекольщиками стояла, надо сказать, нелёгкая задача. Посуду нужно было сделать недорогой в производстве, но при этом прочной и термоустойчивой. Можно себе представить, что ждало руководителей завода и технологов, если бы, например, взял товарищ Сталин стакан, налил в него кипяток, а стекло бы треснуло. Статья за «вредительство» или за «покушение на жизнь лидера советского государства» была бы обеспечена. И потому технология выдерживалась очень жёстко. В стекло для гранёных стаканов для прочности даже добавляли свинец, который используется при изготовлении хрусталя.

  Стакан так прочно вошёл в привычный быт советского человека, что когда с «гранчаком» стали происходить странные и прискорбные для его репутации вещи, народ не на шутку взволновался. В 80-х только что купленные стаканы вдруг стали самопроизвольно лопаться. Событие это приобрело такой резонанс, что даже было отображено в известном сатирическом киножурнале «Фитиль». Оказалось, что на заводах стали вводить в строй новые импортные линии и при этом немного ушли от привычной технологии. В результате структура кристаллической решётки стекла чуть изменилась и стаканы стали просто рассыпаться. К счастью, оплошность быстро устранили, и «доброе имя» гранёного стакана было восстановлено.
Лопата, Нива и прибор – джентльменский мой набор.

Онлайн kotэ

  • 4X4NIVA
  • *****
  • Сообщений: 8671
  • Репутация: +63/-1
  • Сычужные сыры для Сычуаньских сычей
  • Уважение: +2101
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #2 : Декабрь 06, 2012, 15:24:21 pm »
0
Граненый стакан отмечает свой день рождения 11 сентября.
 

Оффлайн VADICH

  • Штурман
  • ****
  • Сообщений: 649
  • Репутация: +29/-0
  • Уважение: +515
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #3 : Декабрь 06, 2012, 15:41:25 pm »
+1
Поздравляем!!! :az:  drug
Ещё у него есть младший брат, грамм эдак на 80-90... Лафетник...лафитник... Тоже поздравляем! :az:

Оффлайн krot77

  • Соратник
  • ***
  • Сообщений: 234
  • Репутация: +3/-0
  • Ace 350 x Нива 4х4
  • Уважение: +69
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #4 : Декабрь 06, 2012, 15:48:29 pm »
0
Советское шампанское
  В 1716 году во время путешествия по Европе Русский царь впервые выпил игристого вина. Пётр, большой ценитель крепких напитков, остался доволен, но до поры до времени шампанское оставалось в России диковинкой.  Шампанское долго оставалось роскошью, доступной только сливкам общества, ведь, кроме всего прочего, оно облагалось наибольшей пошлиной из всех заграничных вин. А в 1793 году указом Екатерины II был запрещён ввоз в Россию предметов роскоши, в том числе и шампанского. Но взошедший вскоре на престол Павел I отменил это распоряжение, и шампанское вновь стали привозить в страну. И именно при императоре Павле в России была изготовлена первая партия игристого вина.
  Французские виноделы издавна ревностно следили за соблюдением коммерческих прав на торговую марку «шампанское». И поэтому, строго говоря, шампанским может называться только игристое вино, изготовленное в Шампани методом вторичного брожения в бутылках с выдержкой не менее одного года из сортов винограда, произрастающих в Шампани.

  Известный путешественник, естествоиспытатель и исследователь природных богатств Крыма, а также любитель и ценитель вина, академик Петербургской академии наук Пётр Симон Паллай в конце XIX века открыл в своём имении под Судаком специальное училище виноделия. В этом училище в 1799 году и было приготовлено первое российское шампанское. Каких-то коммерческих целей уважаемый академик не преследовал, он просто хотел научиться делать игристое вино не хуже французов.
  С тех пор началось триумфальное шествие шампанского по России. «Ну просто находишься в эмпиреях!» — сказал однажды Н. В. Гоголь, оценивая вкус шампанского, и такого же мнения придерживались все, кому довелось попробовать волшебный напиток. В 1814 году Дом вдовы Клико поставил в Петербург «на пробу сановным особам и негоциантам» первую крупную партию в 12 тысяч бутылок. Одновременно удачные опыты академика Палласа дали толчок к открытию в районе Судака, природные условия которого похожи на климат Шампани, ряда фирм по производству шампанского. Игристое вино «Ай-Даниль», по мнению знатоков ничем не уступавшее французским винам, изготавливалось в Крыму в имении героя Отечественной войны 1812 года графа Михаила Семёновича Воронцова. Также шампанское производилось в Алуште на заводе московского купца Петриченко и под Судаком у иностранного негоцианта Крича. С именем Крича связан и первый серьёзный скандал, связанный с подделкой шампанского. Наладив производство, купец в какой-то момент решил, что его вино ничуть не хуже оригинального шампанского и начал разливать его в бутылки с этикеткой торговой марки «Редерер». Афера была раскрыта в 1848 году, о ней стало известно Николаю I. В результате императорским указом фирма была закрыта, а Крич выслан из России.

  Ещё больший удар по производству шампанского нанесла Крымская война 1853–1856 годов. Оккупировавшие Крым французы целенаправленно вырубали с таким трудом выращенные виноградники и уничтожали оборудование, чтобы убрать слишком настойчивых конкурентов в лице русских предпринимателей. Почти на три десятка лет производство игристого вина в России прекратилось.

  В 1878 году имение Новый Свет в окрестностях Судака приобрёл большой ценитель и энтузиаст, виноделия князь Лев Сергеевич Голицын. Князь был известен во всём мире как прекрасный дегустатор, не раз Лев Сергеевич председательствовал в жюри международных винодельческих конкурсов. И всегда Голицын настаивал на том, что в условиях Крыма вполне можно создать русское шампанское, которое будет на равных конкурировать с вином лучших винодельческих домов Франции.
  С каждым годом голицынские вина, в том числе и шампанское, завоёвывали всё большее признание у знатоков не только в России, но и за её пределами, свидетельством чему были многочисленные награды, полученные винами из Нового Света на международных конкурсах. Вершиной творчества Льва Сергеевича Голицына стало игристое вино урожая 1899 года, заложенное тиражом в 60 тысяч бутылок. Образцы этой партии князь представил от России на конкурс игристых вин, проходивший на юбилейной Всемирной промышленной выставке в Париже в 1900 году. Эксперты единогласно (!) присудили Гран-при игристому вину завода «Новый Свет». С тех пор на бутылках с игристым вином из России появилась этикетка с законной надписью «Русское шампанское».

  За несколько лет до триумфа на выставке в Париже Лев Сергеевич Голицын принялся за организацию нового завода шампанских вин в посёлке Абрау-Дюрсо, расположенном на восточном побережье Чёрного моря в 20 километрах от Новороссийска. Владельцем этого завода в 1896 году стало «Удельное общество», которое позже приобрело и завод «Новый Свет».
  Князь Лев Сергеевич Голицын умер в 1915 году, а через два года грянула революция. Большинство специалистов-виноделов покинули заводы в Абрау-Дюрсо и Новом Свете, и производство фактически осталось без присмотра. И кто знает, как бы сложилась судьба уникальных виноградников и винодельческих подвалов, созданных Львом Голицыным, если бы в Абрау-Дюрсо не оказался другой энтузиаст виноделия Антон Михайлович Фролов-Багреев…

  В 1904 году молодого химика Антона Фролова-Багреева, за плечами которого уже была двухгодичная командировка в лучшие винодельческие хозяйства Франции и Германии, пригласили на работу на завод «Абрау-Дюрсо». Поначалу всё складывалось великолепно — прекрасный климат, красивейшие места, любимая работа, приличная зарплата. Наблюдая вместе с другими специалистами за брожением шампанского, Антон Фролов-Багреев изучал химизм этого процесса. Но более всего в голове у молодого химика «бродили» революционные идеи. «Кровавое воскресенье» 9 января и революция 1905 года не могли оставить равнодушным молодого человека, который за границей своими глазами видел, что такое демократия. Революционные веяния не обошли стороной и Абрау-Дюрсо. На заводе прошли митинги в поддержку революции, и в этих митингах самое активное участие принял Антон Фролов-Багреев. В результате молодой человек был сослан в Сибирь.  К счастью, в конце 1906 года Никитскому ботаническому саду срочно понадобился квалифицированный химик с опытом работы в виноделии. Вспомнили о Фролове-Багрееве, который в это время прозябал в Сибири. Власти смягчились, и Антон Михайлович оказался в благодатном Крыму.

  В 1919 году Антон Михайлович Фролов-Багреев был назначен начальником производства завода «Абрау-Дюрсо». И в первый же год работы на новом месте ему вновь, как и в 1905 году, пришлось вступить в противостояние с властью, на этот раз уже с большевистской. Зимний дворец взяли, мосты и телеграф тоже под контролем, теперь настала пора винных погребов. Однажды на завод явился отряд вооружённых людей с простым и незатейливым требованием — выдать бойцам, разгорячённым борьбой с контрреволюцией и мировым империализмом, вино из подвалов «Абрау-Дюрсо». Антон Михайлович, влюблённый в своё дело человек, не мог допустить разграбления уникальной коллекции и ключи от подвалов не отдал. Тогда начальник отряда приговорил строптивого заведующего к расстрелу. И если бы не рабочие завода, отстоявшие своего начальника и написавшие петицию вышестоящим властям с требованием отменить приговор, карьера талантливого винодела, равно как и его жизнь, на этом бы и закончилась.

  К счастью, этот инцидент стал последним в долгой истории борьбы Антона Михайловича Фролова-Багреева со всевозможными режимами, и он смог полностью сосредоточиться на любимой работе. В своё время Лев Голицын мечтал, чтобы хорошее вино, в том числе и шампанское, было доступно простому народу и смогло вытеснить дешёвую водку. Этим же был озабочен и Антон Фролов-Багреев, тем более что этот самый народ пришёл к власти. В начале 20-х годов он изобрёл и внедрил в производство так называемый «акратофорный» метод шампанизации, при котором брожение вина происходит не в бутылках, а в специальных резервуарах-акратофорах ёмкостью около 500 декалитров. Брожение в этих резервуарах длится 25–27 суток, после чего его останавливают специальными холодильными установками, а затем уже охлаждённое шампанское разливается в бутылки. При таком методе весь процесс шампанизации занимает один месяц вместо трёх лет при традиционном бутылочном методе. За эту работу Антон Михайлович был удостоен Сталинской премии.

  Надо сказать, что вожди, в том числе и Сталин, с большим почтением относились к игристому напитку. Среди виноделов даже ходила полулегенда-полубыль, повествующая о том, что в 1945 году Сталин вызвал к себе Берию и потребовал, чтобы каждый советский человек мог отметить великую победу, к тому моменту уже неизбежную, с бокалом шампанского в руках. Конечно, в годы войны стране было не до шампанского, производство было практически разрушено. Но желание вождя — закон, и поэтому со всех концов страны были собраны оставшиеся в живых специалисты-виноделы, которым было поручено в кратчайшие сроки восстановить производство и создать новые сорта шампанского, не уступающего по качеству лучшим французским образцам. И задача была решена — через пару месяцев «Советское шампанское» вновь стало поступать в магазины.

  После войны ученик Фролова-Багреева профессор Г. Г. Агабальянц усовершенствовал метод акратофорной шампанизации и предложил способ получения игристых вин в непрерывном потоке в системе соединённых между собой резервуаров. Это дало новый толчок развитию производства шампанского в СССР.

  В середине 80-х грянула печально известная антиалкогольная кампания. Знаменитые виноградники, основа которых была заложена ещё Львом Голицыным, нещадно вырубались. Шампанское, как и другие алкогольные напитки, стало дефицитом.

P.S. Славная, многовековая история у нашего напитка! Почитал и сам стал лучше относиться к игристому, всё таки Легенда.
Лопата, Нива и прибор – джентльменский мой набор.

Оффлайн Администратор

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 2142
  • Репутация: +0/-0
  • Решаю проблемы, шаманю понемногу
  • Уважение: +252
    • Путешествуйте как мы, путешествуйте с нами, путешествуйте лучше нас...
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #5 : Декабрь 06, 2012, 16:19:47 pm »
0
Горбачёвская эпоха отбросила отечественное виноделие в прошлое. Сейчас в Абрау всё в порядке  :koza: и коллекция вин внушительная.
АдМин многолик... Админ - друг форумчан и хранитель форума...

Оффлайн РЫБОЛОВ

  • Поиск
  • *
  • Сообщений: 413
  • Репутация: +12/-0
  • Уважение: +117
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #6 : Декабрь 06, 2012, 22:39:20 pm »
0
Поздравляем!!! :az:  drug
Ещё у него есть младший брат, грамм эдак на 80-90... Лафетник...лафитник... Тоже поздравляем! :az:

лафИтник - это хоть и граненная штукенция, но на ножке. так что скорее относится к стопам, а не стаканам ( а таких в корчме "Тарас Бульба" самогон подают!)

Оффлайн РЫБОЛОВ

  • Поиск
  • *
  • Сообщений: 413
  • Репутация: +12/-0
  • Уважение: +117
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #7 : Декабрь 06, 2012, 22:43:36 pm »
0
ща в яндексе погуглил  ::)
чтоб не прослыть злостным плагиатором дам сцылки на википедию:
1. лафитник
2. стакан

Оффлайн VADICH

  • Штурман
  • ****
  • Сообщений: 649
  • Репутация: +29/-0
  • Уважение: +515
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #8 : Декабрь 07, 2012, 13:11:44 pm »
0
Ты прав, Серёга! :az:
Но, Википедию тоже люди писали..  Название то, разговорное..
Меня в детстве на лето к тётке в деревню возили, так там любая тара под огненную воду (кроме граненого стакана) ЛАФЕТНИКОМ называлась! :D А так как квасили там каждый божий день - у меня и создался соответствующий асоциативный ряд! :D

Онлайн Dmitry_WILD

  • Зелёная верста
  • *
  • Сообщений: 19454
  • Репутация: +73/-2
  • Уважение: +2430
    • DEPO 4x4
  • Любимый вид отдыха: Автотуризм
  • Поисковый прибор: Garrett AT-Pro
  • Средство перемещения: НАДЕЖДА 2120, НИВА 21213
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #9 : Декабрь 07, 2012, 13:59:17 pm »
0
     Это точно, сколько мест столько и названий, я в своё время коллекционировал блюда из картофеля. Так есть всем известные картофельные оладьи, так как их только не называли: дранки, драники, дирунки, тирунки. А рецепт от места к месту различался незначительно, чаще всего в пропорциях. Это не по теме...
Перед тем как съехать на бездорожье, включи три вещи:
понижайку, блокировку и голову...
Телефон:  8(96Ч)782-8I-37
Вконтакте http://vk.com/depo4x4
                http://vk.com/4x4NIVA
FaceBook: http://www.facebook.com/groups/4x4niva/

Оффлайн krot77

  • Соратник
  • ***
  • Сообщений: 234
  • Репутация: +3/-0
  • Ace 350 x Нива 4х4
  • Уважение: +69
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #10 : Декабрь 10, 2012, 20:19:46 pm »
+1
Три топора 777

  Своим названием портвейн обязан городу Порту, расположенному в устье реки Дору. Именно из этого крупнейшего порта Португалии британские купцы отправляли корабли с волшебным напитком к берегам туманного Альбиона. Португальские вина издавна экспортировались в Англию, однако длительная перевозка и хранение на складах приводили к ухудшению их качества, из-за чего объём импорта португальских вин был ничтожен по сравнению, например, с французским. И тогда кому-то пришла в голову идея добавлять в вино коньячный спирт. Таким образом брожение прекращалось, сахар переставал превращаться в спирт. Вино стало устойчивым при хранении, а его вкус пришёлся по душе английским ценителям крепких напитков. Правда, некоторые «портвейноведы» считают, что англичане никакого отношения к секрету изготовления портвейна не имеют, известен он был давно и просто национальный португальский напиток понравился английским купцам как из-за великолепного вкуса, так и из-за устойчивости при хранении.

Примерно в конце XVII века портвейн попал в Англию, а чуть позже начал своё триумфальное шествие по всему миру. С тех пор неизменна классическая технология производства портвейна. Итак, виноград в долине Дору собирается с середины сентября до середины октября и давится сразу же после сбора. Виноградное сусло бродит 2–4 дня, а затем в него добавляют виноградное бренди, крепость которого должна составлять ровно 77 %.

  Что советский человек знал о Португалии? Знатоки географии сказали бы, что Португалия — государство на Пиренейском полуострове на юго-западе Европы, столица — Лиссабон. Любители поэзии вспомнили бы знаменитого Камоэнса, одного из величайших лириков эпохи Возрождения, чьи стихи современники ставили вровень с поэзией Шекспира. Футбольные болельщики восхищались игрой «европейского Пеле» — великого Ферейра да Силва Эйсебио, одного из лучших игроков в истории мирового футбола. В апреле 1974 года в Португалии произошла революция, свергнувшая фашистский режим, — это событие достаточно активно освещалось в советской прессе.

А ещё было одно слово, которое каждому взрослому советскому человеку должно было напоминать (хотя большинство об этом, скорее всего, и не догадывалось) о далёкой стране на Пиренейском полуострове…

«Портвейн — (нем. Portwein, от названия г. Порту (Porto) в Португалии и нем. Wein — вино), крепкое вино виноградное, вырабатываемое из белых, розовых или красных сортов винограда путём спиртования бродящего виноградного сусла или мезги этиловым спиртом». Так определяет португальско-немецкое слово «портвейн» Большая Советская Энциклопедия. Всё правильно, но разве есть в этом определении романтика волшебного напитка из винограда, сахара и солнечного света, с лёгким фруктовым привкусом или же обыденность пойла с отвратительным вкусом и трудно определяемым химическим составом?

  Элита пила какой-нибудь «Порто Баррош», или «Порто Колхейта», или дорогой массандровский портвейн. А те, кому в жизни повезло меньше или же не повезло совсем, брали «портвешок за рупь» на троих и распивали его где-нибудь в подворотне. Но где бы и что бы ни пил тот или иной индивидуум, суть от этого, в общем-то, не менялась. Советский народ любил и уважал портвейн, об этом свидетельствуют хотя бы данные статистики. В советское время в стране выпускалось ежегодно около 200 миллионов декалитров портвейна, тогда как на долю всех остальных видов вина (сухого, шампанского, марочного и т. д.) приходилось всего 150 миллионов декалитров.

  В России вкус портвейна, как и креплёных вин вообще, до конца XIX века был практически незнаком, разве что путешественники, возвращавшиеся из-за границы, привозили несколько бутылок диковинного заморского напитка. Первое русское креплёное вино «Никитское крепкое» было выпущено в 1879 году в Крыму в знаменитом Магараче — виноградно-винодельческом хозяйстве при Никитском ботаническом саде. Портвейном «Никитское крепкое» не называлось, крымчане не присваивали своим винам иностранные названия, поскольку, во-первых, уважали законы и традиции виноделия, а во-вторых, справедливо полагали, что чужое название только ухудшит оценки крымских вин на международных конкурсах. Однако первое крымское креплёное вино по своим вкусовым и иным качествам очень напоминало настоящий португальский портвейн.

«Никитское крепкое» и другие сорта креплёных вин из Магарача, а также из виноградарских хозяйств в Массандре и Ливадии вскоре завоевали большую популярность у российских потребителей. К примеру, император Николай II очень любил марочный красный портвейн «Ливадия», производимый из винограда сорта Каберне-Совиньон. С 1902 года в Магараче начали выпускать креплёные вина под различными номерами, начиная с «№ 21».

  Эта традиция — присваивать номера креплёным винам — осталась и при советской власти. Однако, в отличие от дореволюционных времён, основную долю в производстве портвейна стали составлять ординарные сорта. При том что советское креплёное стало «гордо» называться портвейном, традиционная технология с целью удешевления конечного продукта была изменена. Вместо коньячного спирта в вино стали добавлять обычный зерновой спирт. В лучшем случае он был высшей степени очистки, а портвейн определённое время выдерживался в дубовых бочках. В худшем — спирт брали какой попало, а портвейн (точнее, то, что называлось этим словом) без выдержки поступал в продажу. Именно креплёные вина низкого качества — «Агдам», «Кавказ», «Золотистый» — получали в народе весьма звучные названия: «жушка», «чернила», «бормотуха», «биомицин» (в медицине используется антибиотик с таким названием, однако «биомицином» в «определённой среде» по созвучию называлось украинское «бiле мiцне»). Ординарным портвейнам качеством получше обычно присваивались двузначные или трёхзначные номера: 13, 15, 26, 33, 72 и, конечно, 777 — «три топорика», или «генеральский портвейн». И только лишь 7–8 % всего портвейна в СССР изготавливалось согласно строгим португальским традициям.

  Во многом в соответствии с качеством и ценой портвейна подразделялся и контингент его потребителей. Публика попроще довольствовалась «Агдамом» и другими дешёвыми портвейнами, цена которых начиналась от одного рубля за бутылку. О «лёгком фруктовом тоне» и «коньячном оттенке» в подворотне или тесной заводской каморке не рассуждали, главное, как говорится, «дёшево и сердито». Следующая ступень — потребители номерных портвейнов. Эти портвейны называли «интеллигентскими», особо почитаемы были «номера» у творческой интеллигенции во время традиционных посиделок на кухне. «Там цензура и портвейн, здесь — свобода и коньяк», — писал Сергей Довлатов, сравнивая СССР и Америку. Другое народное название номерных портвейнов — «летний вариант», в отличие от водки — «варианта зимнего». И наконец, элита, те, кто мог позволить себе купить и, самое главное, достать хороший портвейн. За пределами Крыма и Кавказа найти в винных магазинах марочные сорта портвейна было нелегко, и поэтому курортники привозили с южных берегов на родину не только воспоминания о солнце, ласковом море и беспечном курортном романе, но и бутылочку-другую. «Портвейн белый Сурож», «Портвейн белый Южнобережный», «Портвейн красный Крымский», «Портвейн красный Массандра», «Карданахи», «Акстафа», «Алабашлы», «Айгешат», «Портвейн Эчмиадзинский» — бутылки с этими винами долго стояли на почётных местах в сервантах и открывались только в самых торжественных случаях.

  Кто-то, особенно сторонники трезвого образа жизни, может сказать, что мы слишком много уделяем внимания портвейну и всему, что с ним связано. Но в СССР портвейн был не просто алкогольным напитком — он составлял, да не покажется такое утверждение преувеличенным, определённую часть культуры.  По стране ходило немало анекдотов об этом вине, например такой: «В СССР из всех наркотиков был легализован только портвейн. Его можно было купить в любом магазине. Однако правительство специально добавляло в портвейн ароматизаторы, которые делали невозможным принятие больше трёх, максимум пяти бутылок. Поэтому передозировки в СССР не было».

  Особой любовью у ценителей пользовались этикетки, среди которых попадались настоящие шедевры, например: «Азербайджанское вино. Портвейн белый 777. Цена со стоимостью посуды для 1-го пояса — 3 руб. 40 коп., 2-го пояса — 3 руб. 80 коп., 3-го пояса — 4 руб. 50 коп. Содержание спирта 18 об. Вместимость 0,7 литра. Сахара 10 %». Или: «ТаджикСадВинСовХозТрест. Портвейн красный № 8. Крепость 18 %». И не важно, что настоящий портвейн производится в долине реки Дору в Португалии, а не в Азербайджане или загадочном «ТаджикСадВинСовХозТресте». Главное ведь не этикетка и не сам портвейн. Главное — воспоминания об ушедшей молодости и об эпохе, в которую мы родились…
Лопата, Нива и прибор – джентльменский мой набор.

Оффлайн Копыч

  • Поиск
  • *
  • Сообщений: 9558
  • Репутация: +102/-0
  • Уважение: +2230
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #11 : Декабрь 10, 2012, 20:49:33 pm »
0
Ох уж эти три топора, сколько с этим портвейном воспоминаний..........
Изучаю миграцию червей. А вы что подумали?



Онлайн kotэ

  • 4X4NIVA
  • *****
  • Сообщений: 8671
  • Репутация: +63/-1
  • Сычужные сыры для Сычуаньских сычей
  • Уважение: +2101
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #12 : Декабрь 10, 2012, 21:34:33 pm »
0
Бормотуха!!!  :stenka:

Оффлайн krot77

  • Соратник
  • ***
  • Сообщений: 234
  • Репутация: +3/-0
  • Ace 350 x Нива 4х4
  • Уважение: +69
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #13 : Декабрь 13, 2012, 15:47:53 pm »
0
Бормотуха!!!  :stenka:
Осознание и расскаяние приходят только утром  :no:
Лопата, Нива и прибор – джентльменский мой набор.

Оффлайн VADICH

  • Штурман
  • ****
  • Сообщений: 649
  • Репутация: +29/-0
  • Уважение: +515
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #14 : Декабрь 13, 2012, 16:14:32 pm »
0
Бормотуха!!!  :stenka:
Это да. Зато быстрый вход в "образ"! С выходом всё сложней! Адский напиток. :visyak: