Просматривая форум как гость, вы не видете большую часть интересных статей и вложенных фотографий, которые разрешены к просмотру, только зарегистрированным пользователям. Регистрируйтесь и добро пожаловать в нашу компанию...

Наша галерея

 2145  4.98
 Konovalov
14 Июль 2015
 2053
 Бобков
8 Август 2016
 2048
 Konovalov
14 Июль 2015
 2241
 kotэ
19 Июль 2014
 2071
 Серый Крок
10 Июль 2015
 
Кидекша. Вечерний туман наступает
Автор Коtэ
 3669
 Администратор
20 Август 2013

Автор Тема: Вещи эпохи.  (Прочитано 7127 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн kotэ

  • 4X4NIVA
  • *****
  • Сообщений: 9225
  • Репутация: +67/-1
  • Сычужные сыры для Сычуаньских сычей
  • Уважение: +2290
Вещи эпохи.
« : Ноябрь 29, 2012, 20:16:44 pm »
+3
Лучшие образцы советского креатива - в выставочном зале "Манеж" открылся музей дизайна. Первая выставка посвящена истории. И экспонаты, выставленные там, иногда действительно вызывают удивление.

В "Манеже" понравится всем: эстеты обсудят дизайнерские идеи, люди среднего возраста, далёкие от искусства, будут ностальгировать при виде пылесосов "Сатурн" или часов "Ракета". Ну а те, кто родился уже после Перестройки, и мечтал о кукле Барби, удивятся огромным пластмассовым неваляшкам и деревянным "КамАЗам". В ту пору, когда и телевизоры были далеко не у всех дома, переносной в изящном ящичке – конечно, опытный экземпляр.

"Уникальная разработка для того времени. Это конец 1950-х – начало 1960-х годов", - рассказывает директор Московского музея дизайна Александра Санькова.

Была популярна острота, что советский Знак качества означает "лучше не можем". Качество – это особый разговор. А дизайнеры у нас были, да ещё какие! Остроумное решение сочеталось с изысканной эстетикой. В республике Армения выпустили электрогитару с двумя грифами: один для соло, другой для баса. Понятно, что желающих играть на таком монстре не было, и через год его сняли с производства. Зато какая красивая вещица! Советские дизайнеры часто придумывали что-то остроумное, но, как правило, до производства не доходило. Так и остался проектом мегаконструктор, который Александр Лаврентьев придумал в 1976-м.

"Он был рассчитан на детей, и предполагалось, что он будет сделан из полиэтилена, как всякие надувные вёдра, кастрюльки, которые делали достаточно просто. Они были лёгкие", - вспоминает проректор по научной работе и международным отношениям МГХПА им.С.Г.Строганова Александр Лаврентьев.

Всем известно, как готовилась страна к проведению Олимпиады-80. Были задействованы лучшие силы – как спортивные, так и художественные. И всё же с текстилем и обувью у нас было стабильно плохо. Поэтому на Олимпиаду работали наши дизайнеры и импортные производители. В годы тотального дефицита в Советском Союзе со спортивной обувью – проблемы. Обычные тенниски не купить. А кроссовки – вообще запредельное слово. Для советских спортсменов-участников Олимпиады-80 изготавливают кроссовки, причём не кто-нибудь, а фирма "Адидас". Красная буква "М" означает "Москва".

И ещё акцент, который нынешним школьникам придётся объяснять. Да, были и восхитительные стенки из карельской берёзы, и электрические чайники, выпущенные ленинградским заводом "Электросила", и кофеварки, и радиолы. Только всего этого не было в магазинах. Надо было стоять в очередях, записываться на мебельные гарнитуры, доставать через знакомых завмагов. Единственное, чего было вдоволь, – это агитационных плакатов. Кстати, тоже очень высокого качества.

http://www.vesti-moscow.ru/videos.html?id=176164  :zdes: Видео-ролик

Оффлайн krot77

  • Соратник
  • ***
  • Сообщений: 234
  • Репутация: +3/-0
  • Ace 350 x Нива 4х4
  • Уважение: +69
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #1 : Декабрь 06, 2012, 15:00:28 pm »
+1
У многих эти музейные экспонаты есть дома. Пылесос Чайка и Радиола в гараже у отца стоят. Кажется, даже рабочие. А кто от них недавно избавился, кусайте локти  :D
Вот тут порылся на просторах сети и нашёл по теме.

Вещи Эпохи СССР.
Гранёный стакан.

  Гранёный стакан — это не просто предмет быта, не просто посуда, это символ национального характера. Предмет вроде бы незамысловатый, но насколько же он совершенен, идеален в своей простоте! Из него пили всё — от газировки за одну копейку и самой дешёвой водки до дорогих французских вин и коньяков. Из него пили все — от простого рабочего до генерального секретаря. Менялись времена, менялись правители, мы засыпали в одной стране, а просыпались в другой, но гранёный стакан по-прежнему оставался неизменным в своём совершенстве…
  Гранёный стакан — вещь настолько культовая, что его, как и всякую знаменитость, окружает масса историй, связанных с известными людьми. Считается, что дизайн стакана, в привычном виде с 10-ю гранями и ободком сверху, придумали знаменитый скульптор Вера Мухина и не менее знаменитый художник Казимир Малевич. Осенью 1943 года они приехали в Свердловск, где вместе трудились над созданием монументального полотна, посвящённого работе оборонной промышленности в тылу. В один из дней, проходя мимо здания Сберегательного банка, где в то время располагался приют для беспризорных детей, Вера Игнатьевна почувствовала себя плохо и присела на ступеньки здания. Отдышавшись, она вдруг обратила внимание на колонны, стоявшие в основании здания банка. И эти колонны, а точнее, их гранёная форма, неожиданно подсказали Мухиной решение проблемы, над которой она билась долгое время. На каком-то случайно подвернувшемся клочке бумаги Вера Игнатьевна нарисовала эскиз стакана. А позже она показала рисунок Малевичу…
 
  Правда, существует и ещё одна версия появления гранёного стакана. Мухина была знакома с известным советским горным инженером, профессором геологии Николаем Славяновым. В рабочее время учёный занимался проблемами геологии, а вот во время досуга рисовал гранёный стакан с 10-ю, 20-ю и 30-ю гранями, предполагая сделать его металлическим. Эти рисунки увидела Вера Мухина, которая и предложила изготовить стакан из стекла.

  Как бы там ни было, кто бы ни изобрёл дизайн стакана, точно известно, что первый «гранчак» (стакан даже имени собственного удостоился в народе) классической формы с 10-ю гранями и объёмом 200 миллилитров сошёл с конвейера стекольного завода в городе Гусь-Хрустальный в 1943 году. Перед стекольщиками стояла, надо сказать, нелёгкая задача. Посуду нужно было сделать недорогой в производстве, но при этом прочной и термоустойчивой. Можно себе представить, что ждало руководителей завода и технологов, если бы, например, взял товарищ Сталин стакан, налил в него кипяток, а стекло бы треснуло. Статья за «вредительство» или за «покушение на жизнь лидера советского государства» была бы обеспечена. И потому технология выдерживалась очень жёстко. В стекло для гранёных стаканов для прочности даже добавляли свинец, который используется при изготовлении хрусталя.

  Стакан так прочно вошёл в привычный быт советского человека, что когда с «гранчаком» стали происходить странные и прискорбные для его репутации вещи, народ не на шутку взволновался. В 80-х только что купленные стаканы вдруг стали самопроизвольно лопаться. Событие это приобрело такой резонанс, что даже было отображено в известном сатирическом киножурнале «Фитиль». Оказалось, что на заводах стали вводить в строй новые импортные линии и при этом немного ушли от привычной технологии. В результате структура кристаллической решётки стекла чуть изменилась и стаканы стали просто рассыпаться. К счастью, оплошность быстро устранили, и «доброе имя» гранёного стакана было восстановлено.
Лопата, Нива и прибор – джентльменский мой набор.

Онлайн kotэ

  • 4X4NIVA
  • *****
  • Сообщений: 9225
  • Репутация: +67/-1
  • Сычужные сыры для Сычуаньских сычей
  • Уважение: +2290
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #2 : Декабрь 06, 2012, 15:24:21 pm »
0
Граненый стакан отмечает свой день рождения 11 сентября.
 

Оффлайн VADICH

  • Штурман
  • ****
  • Сообщений: 649
  • Репутация: +29/-0
  • Уважение: +515
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #3 : Декабрь 06, 2012, 15:41:25 pm »
+1
Поздравляем!!! :az:  drug
Ещё у него есть младший брат, грамм эдак на 80-90... Лафетник...лафитник... Тоже поздравляем! :az:

Оффлайн krot77

  • Соратник
  • ***
  • Сообщений: 234
  • Репутация: +3/-0
  • Ace 350 x Нива 4х4
  • Уважение: +69
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #4 : Декабрь 06, 2012, 15:48:29 pm »
0
Советское шампанское
  В 1716 году во время путешествия по Европе Русский царь впервые выпил игристого вина. Пётр, большой ценитель крепких напитков, остался доволен, но до поры до времени шампанское оставалось в России диковинкой.  Шампанское долго оставалось роскошью, доступной только сливкам общества, ведь, кроме всего прочего, оно облагалось наибольшей пошлиной из всех заграничных вин. А в 1793 году указом Екатерины II был запрещён ввоз в Россию предметов роскоши, в том числе и шампанского. Но взошедший вскоре на престол Павел I отменил это распоряжение, и шампанское вновь стали привозить в страну. И именно при императоре Павле в России была изготовлена первая партия игристого вина.
  Французские виноделы издавна ревностно следили за соблюдением коммерческих прав на торговую марку «шампанское». И поэтому, строго говоря, шампанским может называться только игристое вино, изготовленное в Шампани методом вторичного брожения в бутылках с выдержкой не менее одного года из сортов винограда, произрастающих в Шампани.

  Известный путешественник, естествоиспытатель и исследователь природных богатств Крыма, а также любитель и ценитель вина, академик Петербургской академии наук Пётр Симон Паллай в конце XIX века открыл в своём имении под Судаком специальное училище виноделия. В этом училище в 1799 году и было приготовлено первое российское шампанское. Каких-то коммерческих целей уважаемый академик не преследовал, он просто хотел научиться делать игристое вино не хуже французов.
  С тех пор началось триумфальное шествие шампанского по России. «Ну просто находишься в эмпиреях!» — сказал однажды Н. В. Гоголь, оценивая вкус шампанского, и такого же мнения придерживались все, кому довелось попробовать волшебный напиток. В 1814 году Дом вдовы Клико поставил в Петербург «на пробу сановным особам и негоциантам» первую крупную партию в 12 тысяч бутылок. Одновременно удачные опыты академика Палласа дали толчок к открытию в районе Судака, природные условия которого похожи на климат Шампани, ряда фирм по производству шампанского. Игристое вино «Ай-Даниль», по мнению знатоков ничем не уступавшее французским винам, изготавливалось в Крыму в имении героя Отечественной войны 1812 года графа Михаила Семёновича Воронцова. Также шампанское производилось в Алуште на заводе московского купца Петриченко и под Судаком у иностранного негоцианта Крича. С именем Крича связан и первый серьёзный скандал, связанный с подделкой шампанского. Наладив производство, купец в какой-то момент решил, что его вино ничуть не хуже оригинального шампанского и начал разливать его в бутылки с этикеткой торговой марки «Редерер». Афера была раскрыта в 1848 году, о ней стало известно Николаю I. В результате императорским указом фирма была закрыта, а Крич выслан из России.

  Ещё больший удар по производству шампанского нанесла Крымская война 1853–1856 годов. Оккупировавшие Крым французы целенаправленно вырубали с таким трудом выращенные виноградники и уничтожали оборудование, чтобы убрать слишком настойчивых конкурентов в лице русских предпринимателей. Почти на три десятка лет производство игристого вина в России прекратилось.

  В 1878 году имение Новый Свет в окрестностях Судака приобрёл большой ценитель и энтузиаст, виноделия князь Лев Сергеевич Голицын. Князь был известен во всём мире как прекрасный дегустатор, не раз Лев Сергеевич председательствовал в жюри международных винодельческих конкурсов. И всегда Голицын настаивал на том, что в условиях Крыма вполне можно создать русское шампанское, которое будет на равных конкурировать с вином лучших винодельческих домов Франции.
  С каждым годом голицынские вина, в том числе и шампанское, завоёвывали всё большее признание у знатоков не только в России, но и за её пределами, свидетельством чему были многочисленные награды, полученные винами из Нового Света на международных конкурсах. Вершиной творчества Льва Сергеевича Голицына стало игристое вино урожая 1899 года, заложенное тиражом в 60 тысяч бутылок. Образцы этой партии князь представил от России на конкурс игристых вин, проходивший на юбилейной Всемирной промышленной выставке в Париже в 1900 году. Эксперты единогласно (!) присудили Гран-при игристому вину завода «Новый Свет». С тех пор на бутылках с игристым вином из России появилась этикетка с законной надписью «Русское шампанское».

  За несколько лет до триумфа на выставке в Париже Лев Сергеевич Голицын принялся за организацию нового завода шампанских вин в посёлке Абрау-Дюрсо, расположенном на восточном побережье Чёрного моря в 20 километрах от Новороссийска. Владельцем этого завода в 1896 году стало «Удельное общество», которое позже приобрело и завод «Новый Свет».
  Князь Лев Сергеевич Голицын умер в 1915 году, а через два года грянула революция. Большинство специалистов-виноделов покинули заводы в Абрау-Дюрсо и Новом Свете, и производство фактически осталось без присмотра. И кто знает, как бы сложилась судьба уникальных виноградников и винодельческих подвалов, созданных Львом Голицыным, если бы в Абрау-Дюрсо не оказался другой энтузиаст виноделия Антон Михайлович Фролов-Багреев…

  В 1904 году молодого химика Антона Фролова-Багреева, за плечами которого уже была двухгодичная командировка в лучшие винодельческие хозяйства Франции и Германии, пригласили на работу на завод «Абрау-Дюрсо». Поначалу всё складывалось великолепно — прекрасный климат, красивейшие места, любимая работа, приличная зарплата. Наблюдая вместе с другими специалистами за брожением шампанского, Антон Фролов-Багреев изучал химизм этого процесса. Но более всего в голове у молодого химика «бродили» революционные идеи. «Кровавое воскресенье» 9 января и революция 1905 года не могли оставить равнодушным молодого человека, который за границей своими глазами видел, что такое демократия. Революционные веяния не обошли стороной и Абрау-Дюрсо. На заводе прошли митинги в поддержку революции, и в этих митингах самое активное участие принял Антон Фролов-Багреев. В результате молодой человек был сослан в Сибирь.  К счастью, в конце 1906 года Никитскому ботаническому саду срочно понадобился квалифицированный химик с опытом работы в виноделии. Вспомнили о Фролове-Багрееве, который в это время прозябал в Сибири. Власти смягчились, и Антон Михайлович оказался в благодатном Крыму.

  В 1919 году Антон Михайлович Фролов-Багреев был назначен начальником производства завода «Абрау-Дюрсо». И в первый же год работы на новом месте ему вновь, как и в 1905 году, пришлось вступить в противостояние с властью, на этот раз уже с большевистской. Зимний дворец взяли, мосты и телеграф тоже под контролем, теперь настала пора винных погребов. Однажды на завод явился отряд вооружённых людей с простым и незатейливым требованием — выдать бойцам, разгорячённым борьбой с контрреволюцией и мировым империализмом, вино из подвалов «Абрау-Дюрсо». Антон Михайлович, влюблённый в своё дело человек, не мог допустить разграбления уникальной коллекции и ключи от подвалов не отдал. Тогда начальник отряда приговорил строптивого заведующего к расстрелу. И если бы не рабочие завода, отстоявшие своего начальника и написавшие петицию вышестоящим властям с требованием отменить приговор, карьера талантливого винодела, равно как и его жизнь, на этом бы и закончилась.

  К счастью, этот инцидент стал последним в долгой истории борьбы Антона Михайловича Фролова-Багреева со всевозможными режимами, и он смог полностью сосредоточиться на любимой работе. В своё время Лев Голицын мечтал, чтобы хорошее вино, в том числе и шампанское, было доступно простому народу и смогло вытеснить дешёвую водку. Этим же был озабочен и Антон Фролов-Багреев, тем более что этот самый народ пришёл к власти. В начале 20-х годов он изобрёл и внедрил в производство так называемый «акратофорный» метод шампанизации, при котором брожение вина происходит не в бутылках, а в специальных резервуарах-акратофорах ёмкостью около 500 декалитров. Брожение в этих резервуарах длится 25–27 суток, после чего его останавливают специальными холодильными установками, а затем уже охлаждённое шампанское разливается в бутылки. При таком методе весь процесс шампанизации занимает один месяц вместо трёх лет при традиционном бутылочном методе. За эту работу Антон Михайлович был удостоен Сталинской премии.

  Надо сказать, что вожди, в том числе и Сталин, с большим почтением относились к игристому напитку. Среди виноделов даже ходила полулегенда-полубыль, повествующая о том, что в 1945 году Сталин вызвал к себе Берию и потребовал, чтобы каждый советский человек мог отметить великую победу, к тому моменту уже неизбежную, с бокалом шампанского в руках. Конечно, в годы войны стране было не до шампанского, производство было практически разрушено. Но желание вождя — закон, и поэтому со всех концов страны были собраны оставшиеся в живых специалисты-виноделы, которым было поручено в кратчайшие сроки восстановить производство и создать новые сорта шампанского, не уступающего по качеству лучшим французским образцам. И задача была решена — через пару месяцев «Советское шампанское» вновь стало поступать в магазины.

  После войны ученик Фролова-Багреева профессор Г. Г. Агабальянц усовершенствовал метод акратофорной шампанизации и предложил способ получения игристых вин в непрерывном потоке в системе соединённых между собой резервуаров. Это дало новый толчок развитию производства шампанского в СССР.

  В середине 80-х грянула печально известная антиалкогольная кампания. Знаменитые виноградники, основа которых была заложена ещё Львом Голицыным, нещадно вырубались. Шампанское, как и другие алкогольные напитки, стало дефицитом.

P.S. Славная, многовековая история у нашего напитка! Почитал и сам стал лучше относиться к игристому, всё таки Легенда.
Лопата, Нива и прибор – джентльменский мой набор.

Оффлайн Администратор

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 2142
  • Репутация: +0/-0
  • Решаю проблемы, шаманю понемногу
  • Уважение: +252
    • Путешествуйте как мы, путешествуйте с нами, путешествуйте лучше нас...
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #5 : Декабрь 06, 2012, 16:19:47 pm »
0
Горбачёвская эпоха отбросила отечественное виноделие в прошлое. Сейчас в Абрау всё в порядке  :koza: и коллекция вин внушительная.
АдМин многолик... Админ - друг форумчан и хранитель форума...

Оффлайн РЫБОЛОВ

  • Поиск
  • *
  • Сообщений: 419
  • Репутация: +12/-0
  • Уважение: +119
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #6 : Декабрь 06, 2012, 22:39:20 pm »
0
Поздравляем!!! :az:  drug
Ещё у него есть младший брат, грамм эдак на 80-90... Лафетник...лафитник... Тоже поздравляем! :az:

лафИтник - это хоть и граненная штукенция, но на ножке. так что скорее относится к стопам, а не стаканам ( а таких в корчме "Тарас Бульба" самогон подают!)

Оффлайн РЫБОЛОВ

  • Поиск
  • *
  • Сообщений: 419
  • Репутация: +12/-0
  • Уважение: +119
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #7 : Декабрь 06, 2012, 22:43:36 pm »
0
ща в яндексе погуглил  ::)
чтоб не прослыть злостным плагиатором дам сцылки на википедию:
1. лафитник
2. стакан

Оффлайн VADICH

  • Штурман
  • ****
  • Сообщений: 649
  • Репутация: +29/-0
  • Уважение: +515
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #8 : Декабрь 07, 2012, 13:11:44 pm »
0
Ты прав, Серёга! :az:
Но, Википедию тоже люди писали..  Название то, разговорное..
Меня в детстве на лето к тётке в деревню возили, так там любая тара под огненную воду (кроме граненого стакана) ЛАФЕТНИКОМ называлась! :D А так как квасили там каждый божий день - у меня и создался соответствующий асоциативный ряд! :D

Оффлайн Dmitry_WILD

  • Зелёная верста
  • *
  • Сообщений: 20503
  • Репутация: +73/-2
  • Уважение: +2523
    • DEPO 4x4
  • Любимый вид отдыха: Автотуризм
  • Поисковый прибор: Garrett AT-Pro
  • Средство перемещения: НАДЕЖДА 2120, НИВА 21213
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #9 : Декабрь 07, 2012, 13:59:17 pm »
0
     Это точно, сколько мест столько и названий, я в своё время коллекционировал блюда из картофеля. Так есть всем известные картофельные оладьи, так как их только не называли: дранки, драники, дирунки, тирунки. А рецепт от места к месту различался незначительно, чаще всего в пропорциях. Это не по теме...
Перед тем как съехать на бездорожье, включи три вещи:
понижайку, блокировку и голову...
Телефон:  8(96Ч)782-8I-37
Вконтакте http://vk.com/depo4x4
                http://vk.com/4x4NIVA
FaceBook: http://www.facebook.com/groups/4x4niva/

Оффлайн krot77

  • Соратник
  • ***
  • Сообщений: 234
  • Репутация: +3/-0
  • Ace 350 x Нива 4х4
  • Уважение: +69
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #10 : Декабрь 10, 2012, 20:19:46 pm »
+1
Три топора 777

  Своим названием портвейн обязан городу Порту, расположенному в устье реки Дору. Именно из этого крупнейшего порта Португалии британские купцы отправляли корабли с волшебным напитком к берегам туманного Альбиона. Португальские вина издавна экспортировались в Англию, однако длительная перевозка и хранение на складах приводили к ухудшению их качества, из-за чего объём импорта португальских вин был ничтожен по сравнению, например, с французским. И тогда кому-то пришла в голову идея добавлять в вино коньячный спирт. Таким образом брожение прекращалось, сахар переставал превращаться в спирт. Вино стало устойчивым при хранении, а его вкус пришёлся по душе английским ценителям крепких напитков. Правда, некоторые «портвейноведы» считают, что англичане никакого отношения к секрету изготовления портвейна не имеют, известен он был давно и просто национальный португальский напиток понравился английским купцам как из-за великолепного вкуса, так и из-за устойчивости при хранении.

Примерно в конце XVII века портвейн попал в Англию, а чуть позже начал своё триумфальное шествие по всему миру. С тех пор неизменна классическая технология производства портвейна. Итак, виноград в долине Дору собирается с середины сентября до середины октября и давится сразу же после сбора. Виноградное сусло бродит 2–4 дня, а затем в него добавляют виноградное бренди, крепость которого должна составлять ровно 77 %.

  Что советский человек знал о Португалии? Знатоки географии сказали бы, что Португалия — государство на Пиренейском полуострове на юго-западе Европы, столица — Лиссабон. Любители поэзии вспомнили бы знаменитого Камоэнса, одного из величайших лириков эпохи Возрождения, чьи стихи современники ставили вровень с поэзией Шекспира. Футбольные болельщики восхищались игрой «европейского Пеле» — великого Ферейра да Силва Эйсебио, одного из лучших игроков в истории мирового футбола. В апреле 1974 года в Португалии произошла революция, свергнувшая фашистский режим, — это событие достаточно активно освещалось в советской прессе.

А ещё было одно слово, которое каждому взрослому советскому человеку должно было напоминать (хотя большинство об этом, скорее всего, и не догадывалось) о далёкой стране на Пиренейском полуострове…

«Портвейн — (нем. Portwein, от названия г. Порту (Porto) в Португалии и нем. Wein — вино), крепкое вино виноградное, вырабатываемое из белых, розовых или красных сортов винограда путём спиртования бродящего виноградного сусла или мезги этиловым спиртом». Так определяет португальско-немецкое слово «портвейн» Большая Советская Энциклопедия. Всё правильно, но разве есть в этом определении романтика волшебного напитка из винограда, сахара и солнечного света, с лёгким фруктовым привкусом или же обыденность пойла с отвратительным вкусом и трудно определяемым химическим составом?

  Элита пила какой-нибудь «Порто Баррош», или «Порто Колхейта», или дорогой массандровский портвейн. А те, кому в жизни повезло меньше или же не повезло совсем, брали «портвешок за рупь» на троих и распивали его где-нибудь в подворотне. Но где бы и что бы ни пил тот или иной индивидуум, суть от этого, в общем-то, не менялась. Советский народ любил и уважал портвейн, об этом свидетельствуют хотя бы данные статистики. В советское время в стране выпускалось ежегодно около 200 миллионов декалитров портвейна, тогда как на долю всех остальных видов вина (сухого, шампанского, марочного и т. д.) приходилось всего 150 миллионов декалитров.

  В России вкус портвейна, как и креплёных вин вообще, до конца XIX века был практически незнаком, разве что путешественники, возвращавшиеся из-за границы, привозили несколько бутылок диковинного заморского напитка. Первое русское креплёное вино «Никитское крепкое» было выпущено в 1879 году в Крыму в знаменитом Магараче — виноградно-винодельческом хозяйстве при Никитском ботаническом саде. Портвейном «Никитское крепкое» не называлось, крымчане не присваивали своим винам иностранные названия, поскольку, во-первых, уважали законы и традиции виноделия, а во-вторых, справедливо полагали, что чужое название только ухудшит оценки крымских вин на международных конкурсах. Однако первое крымское креплёное вино по своим вкусовым и иным качествам очень напоминало настоящий португальский портвейн.

«Никитское крепкое» и другие сорта креплёных вин из Магарача, а также из виноградарских хозяйств в Массандре и Ливадии вскоре завоевали большую популярность у российских потребителей. К примеру, император Николай II очень любил марочный красный портвейн «Ливадия», производимый из винограда сорта Каберне-Совиньон. С 1902 года в Магараче начали выпускать креплёные вина под различными номерами, начиная с «№ 21».

  Эта традиция — присваивать номера креплёным винам — осталась и при советской власти. Однако, в отличие от дореволюционных времён, основную долю в производстве портвейна стали составлять ординарные сорта. При том что советское креплёное стало «гордо» называться портвейном, традиционная технология с целью удешевления конечного продукта была изменена. Вместо коньячного спирта в вино стали добавлять обычный зерновой спирт. В лучшем случае он был высшей степени очистки, а портвейн определённое время выдерживался в дубовых бочках. В худшем — спирт брали какой попало, а портвейн (точнее, то, что называлось этим словом) без выдержки поступал в продажу. Именно креплёные вина низкого качества — «Агдам», «Кавказ», «Золотистый» — получали в народе весьма звучные названия: «жушка», «чернила», «бормотуха», «биомицин» (в медицине используется антибиотик с таким названием, однако «биомицином» в «определённой среде» по созвучию называлось украинское «бiле мiцне»). Ординарным портвейнам качеством получше обычно присваивались двузначные или трёхзначные номера: 13, 15, 26, 33, 72 и, конечно, 777 — «три топорика», или «генеральский портвейн». И только лишь 7–8 % всего портвейна в СССР изготавливалось согласно строгим португальским традициям.

  Во многом в соответствии с качеством и ценой портвейна подразделялся и контингент его потребителей. Публика попроще довольствовалась «Агдамом» и другими дешёвыми портвейнами, цена которых начиналась от одного рубля за бутылку. О «лёгком фруктовом тоне» и «коньячном оттенке» в подворотне или тесной заводской каморке не рассуждали, главное, как говорится, «дёшево и сердито». Следующая ступень — потребители номерных портвейнов. Эти портвейны называли «интеллигентскими», особо почитаемы были «номера» у творческой интеллигенции во время традиционных посиделок на кухне. «Там цензура и портвейн, здесь — свобода и коньяк», — писал Сергей Довлатов, сравнивая СССР и Америку. Другое народное название номерных портвейнов — «летний вариант», в отличие от водки — «варианта зимнего». И наконец, элита, те, кто мог позволить себе купить и, самое главное, достать хороший портвейн. За пределами Крыма и Кавказа найти в винных магазинах марочные сорта портвейна было нелегко, и поэтому курортники привозили с южных берегов на родину не только воспоминания о солнце, ласковом море и беспечном курортном романе, но и бутылочку-другую. «Портвейн белый Сурож», «Портвейн белый Южнобережный», «Портвейн красный Крымский», «Портвейн красный Массандра», «Карданахи», «Акстафа», «Алабашлы», «Айгешат», «Портвейн Эчмиадзинский» — бутылки с этими винами долго стояли на почётных местах в сервантах и открывались только в самых торжественных случаях.

  Кто-то, особенно сторонники трезвого образа жизни, может сказать, что мы слишком много уделяем внимания портвейну и всему, что с ним связано. Но в СССР портвейн был не просто алкогольным напитком — он составлял, да не покажется такое утверждение преувеличенным, определённую часть культуры.  По стране ходило немало анекдотов об этом вине, например такой: «В СССР из всех наркотиков был легализован только портвейн. Его можно было купить в любом магазине. Однако правительство специально добавляло в портвейн ароматизаторы, которые делали невозможным принятие больше трёх, максимум пяти бутылок. Поэтому передозировки в СССР не было».

  Особой любовью у ценителей пользовались этикетки, среди которых попадались настоящие шедевры, например: «Азербайджанское вино. Портвейн белый 777. Цена со стоимостью посуды для 1-го пояса — 3 руб. 40 коп., 2-го пояса — 3 руб. 80 коп., 3-го пояса — 4 руб. 50 коп. Содержание спирта 18 об. Вместимость 0,7 литра. Сахара 10 %». Или: «ТаджикСадВинСовХозТрест. Портвейн красный № 8. Крепость 18 %». И не важно, что настоящий портвейн производится в долине реки Дору в Португалии, а не в Азербайджане или загадочном «ТаджикСадВинСовХозТресте». Главное ведь не этикетка и не сам портвейн. Главное — воспоминания об ушедшей молодости и об эпохе, в которую мы родились…
Лопата, Нива и прибор – джентльменский мой набор.

Онлайн Копыч

  • Поиск
  • *
  • Сообщений: 9862
  • Репутация: +105/-0
  • Уважение: +2327
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #11 : Декабрь 10, 2012, 20:49:33 pm »
0
Ох уж эти три топора, сколько с этим портвейном воспоминаний..........
Изучаю миграцию червей. А вы что подумали?



Онлайн kotэ

  • 4X4NIVA
  • *****
  • Сообщений: 9225
  • Репутация: +67/-1
  • Сычужные сыры для Сычуаньских сычей
  • Уважение: +2290
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #12 : Декабрь 10, 2012, 21:34:33 pm »
0
Бормотуха!!!  :stenka:

Оффлайн krot77

  • Соратник
  • ***
  • Сообщений: 234
  • Репутация: +3/-0
  • Ace 350 x Нива 4х4
  • Уважение: +69
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #13 : Декабрь 13, 2012, 15:47:53 pm »
0
Бормотуха!!!  :stenka:
Осознание и расскаяние приходят только утром  :no:
Лопата, Нива и прибор – джентльменский мой набор.

Оффлайн VADICH

  • Штурман
  • ****
  • Сообщений: 649
  • Репутация: +29/-0
  • Уважение: +515
Re: Вещи эпохи.
« Ответ #14 : Декабрь 13, 2012, 16:14:32 pm »
0
Бормотуха!!!  :stenka:
Это да. Зато быстрый вход в "образ"! С выходом всё сложней! Адский напиток. :visyak: