Известно, что все древние епископы и пресвитеры совершали богослужение с непокрытой головой. Впервые в головном уборе стал служить один из епископов Александрии, у которого он был еще функциональным: его больной голове нужно было постоянно быть покрытой, да и сама митра была из ткани см. Кирилла Александрийского.
7 церковных головных уборов
В этом разделе мы поговорим об одеждах, которые архиереи, священники и диаконы призваны носить во внебогослужебное время. Согласно церковным канонам эти одежды отличаются от мирских: даже находясь дома, священник является носителем сана. На практике это правило соблюдается не всегда, что в наши дни не считается нарушением церковной дисциплины. В быту все носители церковного сана надевают приблизительно одинаковые одежды: подрясник и рясу.
Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа, и одновременно напоминает о терновом венце , которым был коронован Спаситель. В православной церкви при надевании митры на архиерея читается молитва: « Положи, Господи, на главу твою венец и от камений драгих… », как и при совершении таинства брака. По этой причине митра понимается также как образ золотых венцов, которыми венчаются « праведники в Царстве Небесном на брачном пире сочетания Иисуса Христа с Церковью» [1]. Исторически митра на Востоке символизировала императорскую власть: считается, что, как и саккос , Константинопольский патриарх начал использовать её в своём облачении после падения Константинополя в году [2]. Более древнюю историю имеет практика использования митры Александрийским патриархом [3].
Повседневные одеяния, отличающие служителей Церкви от мирских людей и свидетельствующие их сан и звание, когда-то произошли от одеяний, употреблявшихся в миру, и быстро, уже в древние времена, приобрели особые признаки, так что духовенство и монашество стали и внешне выделяться из мирской среды. Это глубоко соответствовало понятию о Церкви как о царстве не от мира сего, которое, хотя и проходит свое странствие и служение в миру, тем не менее глубоко отлично от него по природе своей. В сознании древних священный сан или монашеское звание обязывали носителей таковых быть всегда и везде теми, кем они являются пред Богом и Церковью. Основными повседневными одеяниями духовенства и монашества всех степеней являются подрясник и ряса.