Просматривая форум как гость, вы не видете большую часть интересных статей и вложенных фотографий, которые разрешены к просмотру, только зарегистрированным пользователям. Регистрируйтесь и добро пожаловать в нашу компанию...

Наша галерея

 3597
 Dmitry_WILD
24 Ноябрь 2013
 
Ласточкины гнёзда
 3558
 kotэ
28 Июнь 2014
 
Кидекша. На рыбалку!
Автор Бобков
 5045
 Администратор
19 Июль 2013
 1372  4.97
 kermit1605
25 Март 2019
 3404
 Dmitry_WILD
10 Январь 2015
 3493
 Konovalov
13 Июль 2015

Автор Тема: Пётр Прусов  (Прочитано 337 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Dmitry_WILD

  • Зелёная верста
  • *
  • Сообщений: 21942
  • Репутация: +73/-2
  • Уважение: +2672
    • DEPO 4x4
  • Любимый вид отдыха: Автотуризм
  • Поисковый прибор: Garrett AT-Pro
  • Средство перемещения: НАДЕЖДА 2120, НИВА 21213
Пётр Прусов
« : Декабрь 27, 2018, 12:47:23 pm »
0
          Пётр Михайлович Прусов — советский и российский автомобильный конструктор, главный конструктор АвтоВАЗа (1998—2003), доктор технических наук. В апреле 1972 года Прусов был назначен ведущим конструктором проекта ВАЗ-2121 "НИВА"

          Родился: 6 января 1942 г., Зубки
          Умер: 19 марта 2017 г. (75 лет), Тольятти

Перед тем как съехать на бездорожье, включи три вещи:
понижайку, блокировку и голову...
Телефон:  8(96Ч)782-8I-37
Вконтакте http://vk.com/depo4x4
                http://vk.com/4x4NIVA
FaceBook: http://www.facebook.com/groups/4x4niva/

Онлайн Dmitry_WILD

  • Зелёная верста
  • *
  • Сообщений: 21942
  • Репутация: +73/-2
  • Уважение: +2672
    • DEPO 4x4
  • Любимый вид отдыха: Автотуризм
  • Поисковый прибор: Garrett AT-Pro
  • Средство перемещения: НАДЕЖДА 2120, НИВА 21213
Re: Пётр Прусов
« Ответ #1 : Декабрь 27, 2018, 12:48:09 pm »
0



          Интервью с главным конструктором АвтоВАЗа, ведущим конструктором проекта ВАЗ-2121, Петром Михайловичем Прусовым


          Пётр Прусов: «Скажут сделать новую «Ниву» – сделаю»

     NielsJohansen: Пётр Михайлович, неужели «Ниву» можно выпускать и модернизировать бесконечно?
     Пётр Прусов: Увы, нет. Автомобиль – это не коньяк – он с годами лучше не становится. Нужен новый внедорожник, построенный уже на базе других агрегатов. Ресурс модернизации машины, которой в будущем году стукнет 40 лет, исчерпан.

     Нильс: Но ведь на конвейер до сих пор не встали многочисленные «народные» ноу-хау, которые знает любой нивовод. «Необслуживаемые» двухрядные подшипники, подрамник РК, вынесенный наверх генератор, разгруженные полуоси и так далее…
     Прусов: Ну почему же, двухрядники с этого года устанавливают, и сорока лет не прошло, да… Все остальное, действительно, не ставят. Никому это просто не нужно, завод получает на «Ниве» отличную прибыль – зачем что-то модернизировать. И так купят, сами доделают. Благо, все модернизированные узлы серийно выпускаются «сторонними» предприятиями.

     Нильс: То есть инноваций нам ждать не стоит?
     Прусов: Вряд ли. На заводе сейчас, честно говоря, бардак ещё тот. Бу Андерссон как бы не совсем ушёл, Николя Мор – пока не до конца пришёл. Период «безвременья» точно продлится до лета, юбилей завода встретим на самом пике перемен. Будут и другие перестановки, причём очень масштабные, это всем понятно. Да и по производственный программе тоже.

     Нильс: Есть мнение, что «варяг» занимался чуть ли не вредительством…
     Прусов: Наши порой ничуть не лучше, скорее, даже хуже. Взять ситуацию с «Нивой-2»: она должна была встать на конвейер ещё в 2015 году. На её окончательную доработку американцы из «GM-АвтоВАЗ» давали средства, ведь СП – чуть ли не единственное подразделение гигантского международного концерна, которое приносит прибыль. И очень солидную! А вот наши профинансировать работы отказались.

     Нильс: Может быть, денег не было?
     Прусов: Были. Просто тех, кто на заводе отвечает за разработку нового внедорожника, не заинтересовал масштаб проекта. Им ведь нужно «осваивать» гигантские средства, а тут требовались весьма скромные вливания. Которые легко проконтролировать, отследить.

     Нильс: Почему небольшие?
     Прусов: Потому, что по основным агрегатам для перспективного автомобиля почти всё готово. Есть двигатели – 16-клапанные вазовские, объёмом 1,6 и 1,8 литра. Имеется блок КПП-РК– единый, где раздатка жёстко крепится к коробке. Задний мост тоже в наличие, совсем другой, более широкий, с дисковыми тормозами, передняя подвеска опять-таки сконструирована.
Более того, открываются отличные перспективы для создания в России новых производств. Так, первая очередь завода по выпуску блока КПП+РК обойдётся всего в 50 миллионов долларов. Литьё корпусов агрегатов, полностью отечественные «потроха» раздатки, частично – внутренности коробки. Потом можно развивать производство, доводить локализацию до 100 процентов. Это просто и недорого.

     Нильс: Современный внедорожник должен иметь и модификацию с дизельным ДВС, ведь выпускали же когда-то экспортную версию 21215 с мотором Peugeot XUD9, за ней до сих «охотятся»…
     Прусов: Дизеля придётся покупать, наладить их производство в России сегодня невозможно. Есть на примете три силовых агрегата, все – двухлитровые, с моментами в районе 200 Нм. Один от Toyota, другой Nissan, третий – производства FIAT. Но эти моторы – только для экспортных модификаций. Они с Common Rail, а в российских регионах с нашей не самой лучшей соляркой современная «тонкая» топливная аппаратура очень быстро выходит из строя, ремонтировать её сложно и дорого. Поэтому мечтам российских нивоводов о дизеле не суждено сбыться.

     Нильс: Чем плохи те моторы, которые люди ставят себе сами? Например, тот же двухлитровый «безмозглый» 3С-Т от Toyota, с механическим ТНВД?
     Прусов: Ничем они не плохи, по идее, для РФ именно такие легковые дизеля и нужны. Простые – без электроники, неприхотливые и экономичные, их легко обслуживать и ремонтировать. И наладить их производство – тоже не проблема. Кстати, именно по этому пути пошли китайцы. Но у нас сегодня приняты экологические стандарты «Евро-4», идём к «Евро-5». Для больших городов это, наверное, разумно, но в провинции, я уверен, не стоит. Ничего страшного не случится, если вне «миллионников» отказаться от этих «Евро». Однако это необходимо решать на законодательном уровне. И пока тут перспектив я не вижу.

     Нильс: Но хоть в других агрегатах электроники не планируется?
     Прусов: МКПП, РК – по той же схеме, что и сейчас. Постоянный полный привод, межосевой дифференциал с принудительной механической блокировкой. Конечно, все новое, под более мощный мотор, под другие нагрузки. Из "хайтека" – разве что электрический усилитель рулевого управления, он эффективней гидравлического.

     Нильс: РК – аналог нынешней, с выходами слева?
     Прусов: Да, тут, в общем-то, без вариантов. Сделать выход на задний мост по центру, а на передний – слева – не сможем. Нужна цепь для раздаточных коробок, а их в РФ не производят. Не умеют.

     Нильс: Вы так уверенно рассказываете о новой «Ниве», как будто она может появиться чуть ли не завтра…
Прусов: Действительно, по агрегатам есть наработки. Но необходимо сконструировать сам автомобиль, который от ВАЗ-2121 и его модификаций будет сильно отличаться. Причём в трёх версиях – трёхдверной, пятидверной и для СП с GM. По сравнению с нынешней «Нивой» машина должна стать шире, длинней, вырастет и колёсная база.
Но если меня попросят – сделайте нам новую «Ниву» – я соглашусь. И сделаю её. Тогда, в середине 70-х, все тоже было не очень просто.

     Нильс: Существуют две версии появления «Нивы»". Одна – что это была «инициатива снизу», вторая – «задание партии». Какая верна?
     Прусов: Обе правильные. И задание было, и инициатива.
В плановой советской экономике имелась позиция «полноприводной легковой автомобиль». Вот только задание на его разработку записали за АЗЛК. Конструкторы с «Москвича» сконструировали прототип, но это был «классический» внедорожник – с несущей рамой и неразрезными мостами. Ижевский автозавод в инициативном порядке создал свой концепт, но по той же схеме. А мы представили машину с несущим кузовом.

     Нильс: С чем это было связано, ведь тогда никто не делал внедорожники с несущим кузовом?
     Прусов: Да, тут «Нива» стала первой – в мировой практике. А причина была банальная: не делали на АвтоВАЗе тогда рамы, да и сегодня их здесь не производят. Хотя изначально «Ниву»" хотели сделать рамной, первый прототип, который даже прошёл заводской «худсовет», выглядел как типичный «джип». Я тогда молодой был, горячий, даже хотел отказаться от участия в проекте. Но Соловьев (первый главный конструктор Волжского автомобильного завода Владимир Соловьев) меня остановил, убедив отстаивать своё мнение на техническом совете. Отстоял.
Ведь полноприводный автомобиль делать было нужно, а в рамном варианте с неразрезными мостами завод бы его просто не потянул. А так, максимально используя серийно выпускаемые агрегаты и узлы, мы уложились в смехотворную по меркам мирового автопрома сумму. Все работы по конструированию и запуску производства ВАЗ-2121 в валютном эквиваленте обошлись примерно в 50 миллионов долларов.
На сравнительных испытаниях «Нива» вчистую выиграла у обоих «джипов». А потом ещё и у серийный УАЗ обогнала по бездорожью. Тем самым подтвердив верность выбранной мною концепции.

     Нильс: Обладая «послезнанием» последующих десятилетий эксплуатации «Нивы», что бы вы тогда изменили в конструкции?
     Прусов: Настоял бы на блоке КПП-РК. Отдельно стоящая раздатка – один из тех компромиссов, на которые пришлось пойти. Выпуск «Нивы» планировался в объёме всего 25 тысяч в год, а делать для неё свою «коробку» с фланцем крепления РК посчитали нецелесообразным – дорого. С трудом удалось отстоять передние дисковые тормоза, хотя для тех лет и они были нетипичным решением – ставились только на роскошный «Range Rover».

     Нильс: Почему впоследствии, когда выпуск вырос до 75 тысяч, к блоку «коробка-раздатка» и прочим усовершенствованиям не вернулись?
     Прусов: Машина стояла на конвейере и отлично продавалась, всех всё устраивало. «Нива» зарабатывала СССР валюту, поэтому конструкцию, несмотря на некоторые её огрехи, решили не трогать.
Инженеру всегда приходится идти на некие компромиссы – с финансистами, с технологами, с продажниками. Так, когда я проектировал 2123, (она впоследствии стала называться Chevrolet Niva), была идея сделать модификацию с независимой задней подвеской. Для бездорожья она не нужна, а в городе – даже очень, управляемость лучше. Зарубили. Единый агрегат КПП-РК – тоже. Отвязанный от двигателя редуктор переднего моста – «народные умельцы» это делают в первую очередь – не вставшее на конвейер решение с «Шнивы». Много всего можно вспомнить…

     Нильс: Тем не менее, «Нива» и её «реинкарнация» под индексом 2123 – самый успешный проект АвтоВАЗа за всю его историю. Есть ли шансы достичь чего-то подобного?
     Прусов: Почему бы и нет. Например, LADA Vesta – отличный автомобиль. Сейчас он на 40 процентов состоит из импортных комплектующих. Но это – искусственное явление, прежнее руководство завода так сделало намеренно. Достигнуть 90-процентной локализации – не проблема, свести долю привозных комплектующих до 10 процентов можно быстро и просто. Главное – захотеть.
У нас отличные позиции по всей планете, в каждой стране мира, есть тысячи клубов любителей «Нивы». Даже в Японии. Они – потенциальные покупатели, эти люди уже давно ждут новый российский внедорожник и никак не могут его дождаться. Не говоря уже про отечественных нивоводов, которые что только не делают, дабы улучшить свои машины.
Первый конкурент у «Нивы» появился лишь спустя более чем десять лет, им стал Suzuki Vitara. Более того, конструктивно данный автомобиль имеет явные «заимствования». Перед тем, как его ставить на конвейер, ко мне приезжала японская делегация. Инженеры из Страны Восходящего Солнца привезли альбом с деталировками их авто, он и сегодня у меня дома хранится. С дарственной надписью – «соавтору Suzuki Vitara».
То, что «Нива» была первым внедорожником с несущим кузовом и постоянным полным приводом (Vitara, кстати, имела только подключаемый полный привод, так называемый part time) в мире помнят. Мы имеем все шансы повторить успех, тем более, что аудитория поклонников модели огромная. То есть машина будет востребованной, она станет приносить прибыль.

     Нильс: А как вы относитесь к вмешательствам этих самых «поклонников модели» в вашу конструкцию? К установке А-рычага в задней подвеске, к стальному редуктору переднего моста (СРПМ) и прочему «глубокому тюнингу»?
     Прусов: Вполне положительно, если, конечно, люди все делают грамотно, с инженерными расчетами. А-рычаг имеет право на существование, только шаровую от ВАЗ-2109 там не стоит примерять, лучше взять её от LADA X-Ray, она прочнее. СРПМ – вынужденная мера, завод в своё время не озаботился усилить алюминиевый корпус редуктора несколькими дополнительными рёбрами жёсткости. Хотя это и несложно. Но опять не захотели.

     Нильс: Вы сами ездите на «Шниве». Она какая-то особая, специальной разработки?
     Прусов: Нет, почти что серийная. Старенькая уже, 2005 года выпуска, но бегает как новая. Из того, что тогда не ставили на конвейере – кондиционер и те самые «необслуживаемые» подшипники. Даже лебёдки нет, у моего внедорожника и так отличная проходимость. Кстати, все руководство АвтоВАЗа, включая иностранцев, выезжая за город пересаживается на «Нивы» и «Шнивы». Не на какие-нибудь импортные джипы, а на отечественные авто. Это о многом говорит.

     Нильс: Востребован ли сегодня полноценный полноприводный автомобиль в принципе? Все производители больше так называемые «кроссоверы» выпускают?
     Прусов: «Кроссоверы» тоже нужны – для городов. Но в России с её просторами и дорогами требуется легковая машина повышенной проходимости, полноценный вседорожник, крепкий и с солидным клиренсом. А постоянный полный привод – это не только хорошие внедорожные характеристики, но и управляемость, то есть безопасность. На большинстве «кроссоверов» его нет, да и электроники там изрядно.

     Нильс: Свой полувековой юбилей предприятие встречает не в лучшей форме – чудовищные долги, падение продаж, увольнения, управленческий кризис… Как выйти из этого «пике», да и возможно ли это в принципе?
     Прусов: Возможно. Рост продаж, снижение цен и организация новых производств – вот простой и вполне реалистичный «рецепт».
Нужно не «осваивать» масштабные проекты, а «кушать слона по кусочкам». Построили производство некоего нового узла – принимаемся за другой. Так постепенно у нас появятся новые моторы, КПП, раздатки, привода, мосты и прочие комплектующие, которые можно применять на различных моделях.
Снизить цены – работать на объёмах, это – аксиома экономики. Есть некие планы нарастить продажи до миллиона авто в год и более, но пока их иначе как прожектами назвать нельзя. В прошлом году произвели (не скрутили из машинокомплектов, а именно сделали!) всего 300 тысяч единиц ТС. А ведь когда-то 700 тысяч в год выдавали… По отношению к этой цифре где тот самый миллион и где эти 300 тысяч?
Профессионалы на АвтоВАЗе пока еще остались, да и КБ заводское мы не дали уничтожить. Но предприятиям рулят менеджеры.

     Нильс: Неужели вы, на 75-м году жизни, ещё работник АвтоВАЗа?
     Прусов: Я на пенсии, однако на заводе очень часто бываю. Вот, смотрите – пропуск у меня «директорский» (показывает). В курсе, что там и как. Так что да, наверное, работник. Готов и дальше участвовать в возрождении АвтоВАЗа.
Собственно, делаю что могу. С Бу Андерссоном постоянно спорил, ведь он занимался сужением модельной линейки, причём за счёт отечественных разработок. Выпуск «Приоры» по его инициативе вообще остановили, сейчас его снова налаживают – одну линию мы уже запустили.
Перед тем как съехать на бездорожье, включи три вещи:
понижайку, блокировку и голову...
Телефон:  8(96Ч)782-8I-37
Вконтакте http://vk.com/depo4x4
                http://vk.com/4x4NIVA
FaceBook: http://www.facebook.com/groups/4x4niva/

Оффлайн Антон

  • Зелёная верста
  • *
  • Сообщений: 1858
  • Репутация: +13/-0
  • Уважение: +166
    • https://vk.com/stalk4x4
  • Любимый вид отдыха: В лесу
  • Поисковый прибор: Garrett AT pro, поисковый щуп
  • Средство перемещения: УАЗ
Re: Пётр Прусов
« Ответ #2 : Декабрь 28, 2018, 10:57:14 am »
0
Очень интересная статья :vyktory:
Но нужно фильтровать некоторые моменты...
Человек рассказывает взгляд на жизнь со стороны КБ)
Не со стороны продаж и управленцев предприятия. С их стороны взгляды и задачи по другому выглядят достаточно часто.
И выбор перед которым они стоят тоже часто другой.
Поэтому точно все не так однозначно, как он описывает)