Просматривая форум как гость, вы не видете большую часть интересных статей и вложенных фотографий, которые разрешены к просмотру, только зарегистрированным пользователям. Регистрируйтесь и добро пожаловать в нашу компанию...

Наша галерея

 
Багажник двухопорный с алюминиевым дном
Крепление на водосток. Передних стоек нет. Дно лист алюминия.
 10241
 Dmitry_WILD
30 Август 2012
 2692
 Konovalov
14 Июль 2015
 
Олег Иванович Рязань
 2177
 Копыч
19 Март 2010
 2523
 kotэ
24 Август 2014
 2575
 kotэ
25 Август 2014
 2560
 kotэ
27 Август 2016

Автор Тема: Утиная история (История орнамента)  (Прочитано 2531 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Dmitry_WILD

  • Зелёная верста
  • *
  • Сообщений: 21112
  • Репутация: +73/-2
  • Уважение: +2598
    • DEPO 4x4
  • Любимый вид отдыха: Автотуризм
  • Поисковый прибор: Garrett AT-Pro
  • Средство перемещения: НАДЕЖДА 2120, НИВА 21213
Утиная история (История орнамента)
« : Ноябрь 25, 2012, 03:18:45 am »
+3
     Со времен древнего каменного века - палеолита - мужскую и женскую одежду украшали орнаментом, нашивками и разного вида подвесками. И это не только было данью красоте, как ее понимали люди той поры, но, как говорят историки, носило знаковый характер. Любой орнамент и подвески имели глубокий смысл и тайное значение, они призваны были защищать человека от злых сил, в изобилии населявших окружающий мир. А вот орнамент изначально возник как информация о родовой принадлежности. С развитием общественных отношений такая информация множилась и детализировалась. Лишь к нашему веку индустриальное общество при массовом производстве товаров потребления и одежды, казалось, окончательно забыло первоначальный смысл традиционных для каждого общества орнаментов и украшений, превратив их в чисто декоративные элементы. Хотя есть и исключения. Например, до сих пор по расцветке шотландских мужских юбок (килт) узнают о семейной принадлежности их хозяина, его социальном статусе и даже партийной принадлежности.

     В захоронениях финно-угорских народов, населявших русский Север и просторы Западной Сибири уже в эпоху неолита (III-II тысячелетия до н. э.), археологи во множестве находят, так называемые шумящие подвески геометрической формы и подвески, изображающие зверей и птиц. Первоначально они появились как  деталь шаманского наряда - парки, помогающая шаману в общении с духами. Но позднее они выходят в широкий мир и становятся элементом одежды, главным образом женской, и благополучно доживают до наших дней. Модницы Финляндии и сегодня носят традиционные "шелестящие" украшения, не ведая об их исконном смысле. А они несли в себе некую сакральную, магически-охранительную идею. Их изучением и дешифровкой ныне занимаются археологи и искусствоведы. Однако истинное значение древних украшений и по сей день до конца не раскрыто.
 
     Шумящие украшения, как выясняют археологи, изучая материальную культуру разных народов, были чрезвычайно широко распространены в мире. Шум, издаваемый ими, с незапамятных времен считался оберегом, защитой от внешних вредоносных сил. Недаром у народов Кавказа до нашего времени сохранился обычай на свадьбах стрелять в воздух и бить в барабаны. Сибирские шаманы при общении с духами "семи миров" используют бубен, который считается "кораблем" колдуна. Или такой пример. В одном из шаманских погребений X-XI веков были найдены фрагменты деревянных ковшей, служивших, видимо, для ритуальных возлияний, с краями, обрамленными обоймицами с колечками и шумящими монетовидными привесками. Их магическое значение в данном случае очевидно:  они должны были своим звоном защищать от злых умыслов содержимое сосудов.


     Среди финно-угорских женских украшений также известны браслеты с подвижными звенящими колечками по центру пластины браслета. Четыре из них найдены в Новгороде в слоях XII - первой трети XIII века. А вот в погребениях восточного и южного побережий Чудского озера их оказалось особенно много. В юго-восточной части северной Руси, в областях, контактных с финно-уграми, встречается уже иная разновидность шумящих браслетов - с ушками по краям для крепления колечек. Финно-угорские женщины носили и перстни с шумящими бубенчиками. Подобные украшения-амулеты на открытой руке женщины должны были оградить своим звоном хозяйку от злых духов и недобрых чар. Подобных примеров можно привести много.

     Шумящие подвески изготовлялись, как правило, в виде утки или коня-оленя, либо это были привески в форме утиных лапок или бубенчиков. Кстати, изображения утки появились на русском Севере довольно давно, еще в эпоху неолита, видимо, уже тогда утка была промысловой птицей.

     Вероятно, уже на заре человечества складывается миф об утке-демиурге, то есть прародительнице мира. Этот сюжет нашел, например, свое отражение в мифологии карел и коми. "Уточка" - один из самых популярных эпитетов, относящихся к девушке или женщине в карело-финнском эпосе "Калевала". Согласно его повествованию, утка снесла яйца на коленях Матери Вод, и из них возникает мир:

                                                                      Не погибли яйца в тине
                                                                      И куски во влаге моря,
                                                                      Но чудесно изменились
                                                                      И подверглись превращению:
                                                                      Из яйца, из нижней части,
                                                                      Вышла мать-земля сырая;
                                                                      Из яйца, из верхней части,
                                                                      Встал высокий свод небесный;
                                                                      Из желтка, из верхней части,
                                                                      Солнце белое явилось;
                                                                      Из белка, из верхней части,
                                                                      Ясный месяц появился;
                                                                      Из яйца, из пестрой части,
                                                                      Звезды сделались на небе;
                                                                      Из яйца, из темной части,
                                                                      Тучи в воздухе явились.


     Штампованные изображения уток историки находят на предметах неолитической керамики II тысячелетия до н. э., встречают уток и высеченных на кремне. Бронзовые полые изображения водоплавающих птиц были популярны у волго-камских народов и у населения Приладожья с VI по XIV век н. э. Постепенно эти изображения распространяются на все большей территории.


     Второе по значению место занимают изображения сакрального лося-оленя; позже его сменили фигурки коня. В "Калевале" речь идет о лосе Хийси - хозяине леса и представителе подземного царства Туонелы (эпос называет его "жеребенком Хийси"). Его связь с духами очевидна, да он и сам, как повествует эпос, мог стать оборотнем.



     Особенно хорошо известны филигранные бронзовые олени-коньки из мерянских, мордовских и марийских могильников VI-XI веков. Как считает археолог Л. А. Голубева, подвески эти изготовляли девочки-подростки, когда готовились к свадьбе. В наиболее ранних подвесках лосиная (или оленья) сущность преобладает: на голове животного изображаются рога. И лишь на более поздних подвесках вместо рогов появляются уши, подчеркивая конский облик фигурки. Форма подвесок на оберегах мерян - все те же утиные лапки и бубенчики. На спине фигурок часто можно увидеть концентрические круги - символ живо-творящего Солнца.
 
     В западно-финских землях (район Приладожья) археологи также встречают литые пластинчатые подвески и пластины с изображениями лося-оленя, позже - коня (VIII-XI века).


     Итак, изображение коня появляется позже лося-оленя, и появляется оно вместе со скотоводством, которое к тому времени здесь утвердилось. Судя по археологическим данным, скотоводство начало развиваться на Севере с появлением Дьяковской культуры раннего железного века (VII век до н. э. - VII век н. э.). Позднее, у финно-угров возникает обряд погребения, когда вместе с умершим хоронят и коня.

     Академик Б. А. Рыбаков, крупнейший знаток славянского язычества, утверждал, что на севере России существовала легенда, по которой Солнце днем проделывает свой путь на конях по небу, а ночью плывет на утках по подземной реке. Как считают мифологи, образ солнечного коня был занесен на Север индоевропейцами. Достаточно вспомнить коней бога Гелиоса и квадригу Аполлона, также бога Солнца. Наиболее ранние свидетельства об индоевропейцах на севере Восточной Европы относятся к бронзовому веку (Фатьяновская культура, II тысячелетие до н. э.). Вероятно, именно этот народ принес сюда земледелие и скотоводство.

     Любопытно, как не сразу образ лося-оленя уступил место образу священного коня. Например, в погребениях Пазырыкских курганов на Алтае (V-III века до н. э.) были открыты конские погребения, но с деревянными оленьими рогами и кожаными масками: конь все еще продолжает, как бы исполнять роль лося-оленя. И еще долгое время народная память сохраняла поверья, связанные со священным оленем. Так, в Подмосковье вплоть до недавнего времени считалось, что после Ильина дня (2 августа) уже нельзя купаться в водоемах, поскольку "олень в воду помочился".

     Но вернемся к древнейшим украшениям. В XII - начале XV века на севере Руси были распространены подвески иного типа, чем те, о которых речь шла выше, - полые коньки. Этот тип украшений-амулетов наследует художественный принцип более ранних, литых по восковой модели полых подвесок-уточек. Доказательство налицо. Коньки как бы сохраняют водную сущность: по их нижнему краю проходит рельефная волнистая линия, символизирующая воду. Во множестве их изготовляли в Новгороде, здесь найдены четверть всех известных амулетов такого рода и остатки ремесленных мастерских, в которых их производили. Находят их и на Ижорском плато (земля финно-угорского народа Водь и Ижора), и в костромском Поволжье. Полые коньки-подвески - это, по всей видимости, идеологическое и художественное взаимодействие двух культур, финно-угорской и славянской.



     Изначально все виды подвесок с изображением животных делались с одной головой. И лишь со временем начинают преобладать двухголовые варианты - на две стороны света ("тяни-толкай"). Традиция эта восходит еще к эпохе неолита. В 1954 году археолог А. М. Раушенбах при раскопках неолитической стоянки Николо-Перевоз нашла роговую пластину с двумя утиными головами, обращенными в разные стороны, в пластине есть отверстие, за которое ее подвешивали или крепили. Возможно, это деталь шаманского наряда эпохи неолита. Сегодня найденная подвеска - в экспозиции Государственного Исторического музея в Москве.

     Двухголовость - отражение представлений о "дихотомии" - двойственности мира. И одним из проявлений такой двойственности древнего мировоззрения было деление мира на мир людей и мир духов. Правая сторона считалась у славян священной, левая - областью духов (в христианское время - стороной дьявола). Во всяком случае, двухголовые подвески - это защита "на все стороны света", на все случаи жизни, как в мире духов, так и в мире людей.

     Древнерусские шумящие подвески делали не только в виде утки и коня-оленя. Среди них можно найти изображения баранов, барса, петуха, бобра, медведя и других зверей. В конце XIV-XV веков бронзовые подвески выходят из обихода. Трудно сказать, с чем это было связано. Однако, согласно мнению историка Е. И. Горюновой, их место заняли более дешевые вышивки и ткачество. Причем часто вышивки располагались в том же самом месте, что и бронзовые амулеты. Например, орнамент на платье марийской женщины так и назывался "сторож груди" - "чызе орол".


     Несколько слов о лапчатых привесках к амулетам. Человеческая кисть руки, конечность животного издавна считались символом защиты - оберегом. Наскальные изображения человеческой руки есть еще на палеолитических пещерных рисунках.


     Но даже в более позднее, христианское, время Богоматерь Оранта, например, всегда изображалась с поднятыми руками, ладонями к зрителю - жест защиты, благословения.


     Защитную функцию выполняли и камни - "следовики", то есть с отпечатками кисти рук наиболее почитаемых в XIII-XVII веках святых. На свадебных турецких коврах вплоть до начала ХХ века ткачи изображали ладони - знак охранения будущей семьи. До настоящего времени считается, что конская подкова приносит счастье.


     Такое же значение имели и утиные лапчатые привески на средневековых подвесках амулетах. Изображение утиных лапок как элемент орнамента встречается на лепной керамике из Белоозера, использовалось оно и в качестве штампика на глиняных грузиках для сетей. На Северной Двине их изображали на обрядовых санях для масленичного катания с гор даже в первой половине XIX века.


     Таким образом, звериные финно-угорские подвески-амулеты - это украшения со сложным значением, они были призваны защищать от внешних сил, как своим обликом, так и шумом-шелестом. Они словно вели разговор с духами того лица, кто носил такие украшения. Недаром славяне считали финнов большими колдунами. Все подвески были связаны с культом плодородия и благосостояния (в погребениях подвески чаще всего находят в области груди или тазовых костей - женского лона).

Статья основана на публикации, в журнале "Наука и Жизнь" №11, 1999 год, А. ВАРЕНОВ, научного сотрудника Института археологии РАН.
Перед тем как съехать на бездорожье, включи три вещи:
понижайку, блокировку и голову...
Телефон:  8(96Ч)782-8I-37
Вконтакте http://vk.com/depo4x4
                http://vk.com/4x4NIVA
FaceBook: http://www.facebook.com/groups/4x4niva/

Оффлайн Рольф

  • Соратник
  • ***
  • Сообщений: 135
  • Репутация: +10/-0
  • Уважение: +67
Re: Утиная история (История орнамента)
« Ответ #1 : Ноябрь 25, 2012, 04:10:35 am »
+1
Интересно, интересно... :gud2:  А я вчера на почти выбитой поселухе кроме обломков семилопастных колец, поднял еще целый привеску-бубенчик вятичи, помыл его - и он зазвенел, как звенел лет 800-900 назад у крестьянки - жившей в однодворке на опушке леса, прикрепленный на "основание" вместе с другими шумящими украшениями...

Оффлайн Dmitry_WILD

  • Зелёная верста
  • *
  • Сообщений: 21112
  • Репутация: +73/-2
  • Уважение: +2598
    • DEPO 4x4
  • Любимый вид отдыха: Автотуризм
  • Поисковый прибор: Garrett AT-Pro
  • Средство перемещения: НАДЕЖДА 2120, НИВА 21213
Re: Утиная история (История орнамента)
« Ответ #2 : Ноябрь 25, 2012, 04:30:37 am »
0
А где :photo:
Перед тем как съехать на бездорожье, включи три вещи:
понижайку, блокировку и голову...
Телефон:  8(96Ч)782-8I-37
Вконтакте http://vk.com/depo4x4
                http://vk.com/4x4NIVA
FaceBook: http://www.facebook.com/groups/4x4niva/

Оффлайн Рольф

  • Соратник
  • ***
  • Сообщений: 135
  • Репутация: +10/-0
  • Уважение: +67
Re: Утиная история (История орнамента)
« Ответ #3 : Ноябрь 25, 2012, 04:53:59 am »
+1
А где :photo:

Дим, ты наверное еще на том ресурсе заметил, что я фотки никогда не выкладывал - на то есть свои соображения  ;)  :)
Да и собс-но ударного ничего такого нет, что-бы кого-то, чем-то удивить  :)

Оффлайн Dmitry_WILD

  • Зелёная верста
  • *
  • Сообщений: 21112
  • Репутация: +73/-2
  • Уважение: +2598
    • DEPO 4x4
  • Любимый вид отдыха: Автотуризм
  • Поисковый прибор: Garrett AT-Pro
  • Средство перемещения: НАДЕЖДА 2120, НИВА 21213
Re: Утиная история (История орнамента)
« Ответ #4 : Ноябрь 25, 2012, 22:19:52 pm »
0
     В продолжение тематики старинной символики дожившей до наших дней. Современные шумелки, погремушки, детские погремушки, которые отгоняют духов :psih1: и помогают ребенку успокоится. В этом есть, что-то сакральное :)

     У кого ещё есть какие наблюдения :zaychic:
Перед тем как съехать на бездорожье, включи три вещи:
понижайку, блокировку и голову...
Телефон:  8(96Ч)782-8I-37
Вконтакте http://vk.com/depo4x4
                http://vk.com/4x4NIVA
FaceBook: http://www.facebook.com/groups/4x4niva/

Оффлайн Вахтер

  • Попутчик
  • **
  • Сообщений: 50
  • Репутация: +28/-0
  • местный
  • Уважение: +397
Re: Утиная история (История орнамента)
« Ответ #5 : Ноябрь 26, 2012, 01:17:56 am »
0
А где :photo:
А я выложу (все равно с полей распаханных :D)бубенцы позже сделаю. Одна из Ярославской, окрестности Ростова, вторая Дмитровский
мд пропил

Оффлайн Вахтер

  • Попутчик
  • **
  • Сообщений: 50
  • Репутация: +28/-0
  • местный
  • Уважение: +397
Re: Утиная история (История орнамента)
« Ответ #6 : Ноябрь 26, 2012, 01:21:10 am »
0
У Дьяковской культуры лапы утиные в виде нашивных блях были, а не частью шумелки, видимо еще какой-то смысл имеется и более древний:)
мд пропил

Оффлайн Вахтер

  • Попутчик
  • **
  • Сообщений: 50
  • Репутация: +28/-0
  • местный
  • Уважение: +397
Re: Утиная история (История орнамента)
« Ответ #7 : Ноябрь 26, 2012, 01:38:45 am »
+2
     В продолжение тематики старинной символики дожившей до наших дней. Современные шумелки, погремушки, детские погремушки, которые отгоняют духов :psih1: и помогают ребенку успокоится. В этом есть, что-то сакральное :)

     У кого ещё есть какие наблюдения :zaychic:
Практический смысл,на мой взгляд, был простой: был бы с шумелками - выжил бы :D
мд пропил

Оффлайн Еленка

  • Соратник
  • ***
  • Сообщений: 108
  • Репутация: +2/-0
  • Уважение: +47
Re: Утиная история (История орнамента)
« Ответ #8 : Ноябрь 26, 2012, 01:59:14 am »
+1
Дим, они даж и без шумелки...загляденье   :gud2:

Оффлайн Вахтер

  • Попутчик
  • **
  • Сообщений: 50
  • Репутация: +28/-0
  • местный
  • Уважение: +397
Re: Утиная история (История орнамента)
« Ответ #9 : Сентябрь 14, 2013, 20:16:23 pm »
0
Дим, они даж и без шумелки...загляденье   :gud2:
Рад видеть, Лен  :az: . Заглядывал,както, в известный тебе чат, там полная тишина. Во вторник у вас буду, правда по делам :neponytno:
мд пропил